Русь, куда ж несешься ты? Сочинение по роману Гоголя «Мертвые души»
В лирическом отступлении в начале седьмой главы Гоголь сравнивает между собой два типа писателей: мечтателя-романтика и реалиста-сатирика. Судьба их различна: писатель-романтик обращается к изображению только прекрасного в жизни и проходит мимо всего скучного и безобразного. Явления крайне редкие и желаемые он выдает за широко распространенные и действительные и тем льстит своим читателям, среди которых есть много пошлых и никчемных людей. «Он окурил упоительным куревом людские очи, он чудно польстил им, сокрыв печальное в жизни…»
Но не таков удел и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи — всю страшную, потрясающую тину мелочей, всю глубину холодных, раздробленных повседневных характеров… дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на «всенародные очи. Ему не собрать народных рукоплесканий…»
В одной из своих статей Белинский говорил, что правдивое изображение картин социального зла и несправедливости мешают сытому обывателю оставаться спокойным и довольным. Эгоизм и нежелание расстаться со своими
Из презренной жизни, и возвести ее в перл создания, ибо не признает современный суд, что высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движением… Не признает сего современный суд, и все обратит в упрек и поношение непризнанному писателю… Сурово его поприще, и горько почувствует он свое одиночество».
Всю жестокость и несправедливость этого «современного суда» Гоголю пришлось испытать на себе, тем не менее он не отказывается от избранного пути. До тех пор, пока существует в мире зло и пошлость, пока ‘ его родина находится во власти «мертвых душ» помещичье-чиновничьего мира, он видит свой долг и обязанность в том, чтобы «проповедовать любовь враждебным словом отрицания». Именно таким пониманием священного долга писателя продиктовано его признание: «И долго определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями…» Долго, потому что еще много зла и безобразия в мире и много еще людей, в которых читателю неприятно узнавать себя. Такая мысль вызывает у писателя не только смех, но и неподдельные страдания, что не всегда хотели понимать многие его современники, приученные многовековым опытом искусства к тому, что смешное не может быть источником страдания и что смех преследует преимущественно развлекательные цели.
Вот почему главную особенность своего таланта и своего метода Гоголь видит в том, чтобы «озирать громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые миру слезы».
Надо отметить, что лирические отступления поэмы не только расширяют и углубляют ее смысл, раскрывая грандиозный облик «всей Руси», но и помогают отчетливее представить образ ее автора — подлинного патриота и гражданина. Именно лирический пафос утверждения великих созилательных слл народа и вера в счастливое будущее России дали ему основание назвать свое произведение поэмой.
Важно также отметить, что веря в великое будущее России, Гоголь, однако, неясно представлял себе тот путь, который должен привести страну к славе, могуществу и процветанию: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа».
Он не знал и не видел реальных способов преодоления кричащих противоречий а своей стране, но правдивое изображение жизни и беспощадное обличение им современных общественных язв и пороков имели объективно революционный смысл.
Итогом работы над изучением поэмы может стать сочинение на одну из предложенных тем:
«Мертвые души» — это страшная исповедь современной России» . Кто такие «мертвые души»? Что такое «маниловщина»? Что такое «чичиковщина»? 5. «Губернский Олимп» в изображении Гоголя. «Живые души» в поэме Гоголя «Мертвые души».
Образ автора в поэме «Мертвые души». Русь помещичья и Русь народная в поэме Гоголя «Мертвые души».
Русь, куда ж несешься ты? Сочинение по роману Гоголя «Мертвые души»