Русская литература в начале XIX в

Историческая эпоха конца XVIII — начала XIX века отличается особой сложностью. В это время уже явственно проявляется кризис феодализма, постепенно усиливаются капиталистические тенденции, что приводит к обострению классовых противоречий. Отечественная война 1812 г. в особенности содействовала пробуждению политического и национального самосознания. Главным ее ‘героем был простой народ — солдаты, ополченцы, партизаны. Однако народ-победитель остался народом-рабом.

В понимании социальной несправедливости, в отсутствии политических

свобод заключаются истоки декабристских настроений и последующего декабристского движения.

Первые тайные общества возникли после победы над Наполеоном. Так от 1812 г. протягивается прямая нить к 1825 г.- восстанию декабристов. Именно эти две даты — 1812 и 1825 — многое определили в политической, общественной, культурной жизни России первой четверти XIX в. Что касается русских писателей, то о характере мировоззрения и творчества почти каждого из них можно судить — по тому, как они отнеслись к этим наиболее крупным событиям русской жизни.

Декабристские взгляды оказывались в ряде случаев привлекательными и для

таких людей, которые не принимали прямого участия в политической борьбе. Многие представители дворянской интеллигенции испытывали на себе влияние декабристской идеологии, хотя и не входили в те или иные тайные общества.

В начале XIX в. классицизм — наиболее влиятельное в XVIII в. литературное направление — уже утрачивает характерные для него в недавнем прошлом прогрессивные черты: гражданско-просветительский и государственно-патриотический пафос, утверждение всемогущего человеческого разума, критическое отношение к деспотизму. Стало очевидно, что классицизм уже сыграл свою историко-литературную роль, превращаясь постепенно в убежище для реакционеров и эпигонов. Все больше влияния приобретал сентиментализм, утверждавший свои идейно-эстетические позиции в полемике с классицизмом.

Однако было бы неправильно полагать, что историко-литературное развитие шло однолинейно: от классицизма к сентиментализму, затем — к романтизму и т. д. В действительности эволюция поправлений и стилей была более сложной. На каждом этапе литературного развития обычно одновременно сосуществуют несколько литературных направлений, находясь в сложном взаимодействии, и чем-то притягиваясь, но чаще всего отталкиваясь. Разумеется, какие-то литературные явления в данный момент могут восприниматься уже как устаревшие, какие-то — набирающими силу. Однако возникновение и укрепление одного направления не отменяют автоматически предыдущего.

Так, некоторые традиции классицизма, особенности его поэтики проявлялись в творчестве поэтов и Пушкина в соответствии с теми творческими задачами, которые они ставили перед собой.

Что же касается сентиментализма, то он, несомненно, в условиях русской действительности начала XIX в. представлял собою шаг вперед в историко-литературном развитии. В отличие от классицизма писатели-сентименталисты преимущественно обращали внимание на личность человека, его внутренний мир. Отсюда появление и сентиментализме нового героя — обыкновенного человека, Изображенного в обстановке более простой, обыденной жизни.

Это было связано с осознанием собственного достоинства личности, со стремлением к духовному раскрепощению, к личной свободе. Даже такое понимание свободы имело прогрессивное значение в условиях подавления личности сословно-крепостническими отношениями.

Таким образом, поэтическая свобода, которую так настойчиво отстаивали сентименталисты, ассоциировалась в конечном счете С идеей свободы личности — если не в политическом смысле, то, по тиком случае,- в смысле психологическом, нравственном, моральном. 15 этом отношении показательно решение сентименталистами темы парода. Начиная с Н. М. Карамзина, на творчество которою ориентировались его многочисленные последователи, утверждается идеи равенства народа и господствующих классов — но Преимущественно лишь в моральном аспекте.

Они основывались на традициях Ж. Ж. Руссо, утверждавшего решительное превосходство простой, естественной, «природной» жизни над цивилизацией. С этим связан, с одной стороны, интерес к фольклору, в котором, по их мнению, наиболее полно выражались природные человеческие чувства и переживания, а с другой — влечение к таинственному, неизведанному не только в психике человека, но ив окружающей его среде. Отсюда возникновение в творчестве сентименталистов подчеркнутого интереса к фантастике, миру ужасов, идеализация средневековья и т. д.

По целому ряду идейно-эстетических признаков сентиментализм подготавливал утверждение романтизма в литературе, что дало основание ряду исследователей назвать это литературное направление предромантизмом. Новые тенденции, проявившиеся в русской литературе на рубеже XVIII-XIX вв., не могли не вызвать оживленной полемики. Наглядным ее выражением стал спор о литературном языке.




Русская литература в начале XIX в