Русская природа в лирике А. С. Пушкина

1. Волшебная сила природы. 2. Красота осени в описаниях поэта. 3. Русская зима.

4. Значение природы в лирике А. С. Пушкина. Я твой — люблю сей темный сад С его прохладой и цветами, Сей луг, уставленный душистыми скирдами, Где светлые ручьи в кустарниках шумят… Удивительная красота русской природы стала темой лирики не одного поэта. Величие заснеженных просторов и искрящийся бликами весенний ручей, золотые пожары осени и тонкий, робкий весенний росток — все это описывалось множество раз как в стихотворной, так и в прозаической формах.

Именно

природа способна дать человеку долгожданный покой, подарить ему ощущение свободы и счастья, либо, наоборот, разволновать, растревожить, заставить чаще биться сердце в предчувствии неотвратимой беды. Однако для того чтобы тонко прочувствовать природу, а потом ее блистательно описать, необходимо быть истинным, талантливым поэтом, пропустить через себя эмоции, связать их с пейзажем, переплести красивым русским слогом… Мало кому удавалось так тонко, изящно, но вместе с тем ярко и выразительно описать красоты русских просторов, как А. С. Пушкину. Читая стихотворения Пушкина, мы проникаемся благоговением перед
красотам родного края. Действительно, все: моря и горы, леса и реки, поля и деревни, приобретает особенную прелесть и красоту.

Любое время года становится пленительным и прекрасным, когда мы глядим на него через призму восприятия поэта. Даже в обыденном — в небольшой деревушке или пыльной ленте дороги — находится что-то, что пленяет душу, заставляет задуматься о вечности красоты и сиюминутности земных проблем. Все времена года, все состояния природы прекрасны.

Но особенно проникновенно поэт пишет об излюбленной поре — осени. В медленном увядании всего живого, в ярком огне осенней листвы находит певец вдохновение. Светлой грустью проникнуто одноименное стихотворение «Осень» . Восприятие поэтом природы кажется нам непривычным и несколько нетрадиционным. Не мило ему самое теплое и приятное время года — лето: Ох, лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

И весна певцу не по нраву: Я не люблю весны; Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен; Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены. Суровою зимой я более доволен, Люблю ее снега; в присутствии луны Как легкий бег саней с подругой быстр и волен… Несмотря на свежесть распускающейся листвы, на обновление и очищение всего живого, поэту ближе осенняя пора, пора медленного увядания и засыпания всего живого: И с каждой осенью я расцветаю вновь; Здоровью моему полезен русский холод; К привычкам бытия вновь чувствую любовь: Чредой слетает сон, чредой находит, голод; Легко и радостно играет в сердце кровь, Желания кипят — и снова счастлив; молод… Часто поэт сравнивает эту пору с нелюбимым ребенком или больной чахоткой, обреченной на верную смерть девушкой: Играет на лице еще багровый цвет.

Она жива еще сегодня, завтра нет. Осень — одно из немногих состояний природы, способное пробудить дремлющее вдохновение, сделать перо легким, а мысли — чарующе точными: И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие, навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута — и стихи свободно потекут. Зима также прекрасное время года для поэта. Прекрасное в любом проявлении, будь то свежее морозное утро, ненастный вечер или тихая зимняя ночь.

Картина, описанная в стихотворении «Зимний вечер». , вызывает двойственные чувства: тревогу, вызванную расшалившейся непогодой, чувство успокоения и комфорта, легкую печаль и светлую грусть, — эти эмоции приносят с собой воспоминания о няне Арине Родионовне, родном и близком для поэта человеке: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Несмотря на то что описывается буйство природы, представляется тихий и спокойный вечер у огонька камина, возникает ощущение другого плана — читатель словно слышит отзвуки старинных песен и сказок, которые пожилая женщина рассказывала неугомонному ребенку такими вечерами. Однако изменчива русская природа.

И следующее стихотворение — продолжение этого — являет нам иную картину, радостную и величественную : Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит, Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Морозная, свежая зимняя ночь также не обделена вниманием поэта: Какая ночь! Мороз трескучий, На небе ни единой тучи; Как шитый полог, синий свод Пестреет частыми звездами… Любое время года, любое состояние природы прекрасно для автора и удивительно. Описывать все произведения, содержащие описание пейзажей не имеет смысла, да и незачем, гораздо приятнее просто их читать.

Открывая для себя что-то новое. Поэт не просто описывал заинтересовавшие его картины. Часто описания носят важную цель — они являются богатейшими декорациями для романов и пьес, элегий и повестей. Природа предостерегает человека, путает его планы или, напротив, становится иллюстрацией пасторально-трогательных отношений и событий. Но достигается этот необыкновенный эффект единения природы и человеческой души только тогда, когда описание оживает, становится действительно зримым и ощутимым для читателя. Природа для певца — волшебный мир, напоенный звуками и красками, запахами и порывами ветра.

Природа — могучая, несокрушимая сила, способная пробуждать в человеке сильные и положительные эмоции — патриотизм, свободолюбие, милосердие. Она учит мудрости любого человека, способного прикоснуться к ней, проникнуться ее настроением и силой. И тогда каждый кустик, каждое деревце станет прекрасным и единственным в своем роде, ведь это часть природы, а значит и малая частица каждого из нас.




Русская природа в лирике А. С. Пушкина