Русские былины о богатырях

Былины сегодня найти нелегко: былинщиков мало, живут они главным образом в древних селениях русского северного края, где текут реки Пинега, Мезень, Печора и их притоки. Именно там у нас и произошло несколько незабываемых встреч со стариками сказителями.

Кто у вас лучше всех старины знает? — допытывались мы у местных жителей в одной из деревень, спрятанной в дремучих лесах на реке Печоре.

— Да что, — дружелюбно отвечали нам, — лучше дедки Носова никто не споет. Только дома его нет сейчас.

Уехал.

— Куда уехал? Далеко?

А кто ж его знает! Верно, на промысел отправился. Вам его в лесах-то наших не найти. . . Да вы не ревите, — утешали нас добродушные печорцы, — на будущий год приезжайте, дедко-то еще жив будет! У нас народ долго живет, а дедке-то всего семьдесят восьмой год пошел. . .

Огорченные, раздосадованные отправились мы в следующий намеченный пункт работы. Пробираться пришлось под дождем, пешком по диким лесным тропам. И на одном из поворотов такой тропы мы неожиданно столкнулись с невысоким веселым старичком в большой мохнатой шапке и меховых рукавицах.

— Куда собрались, дорожные люди? — приветливо спрашивает

старичок, мигом узнав в нас приезжих. Мы рассказываем ему о нашем огорчении.

— Ишь ты! Да ведь я дедка Носов и есть, — невозмутимо отзывается дед. Мы хватаем его за обе руки.

— Дедушка! Да ведь мы вас повсюду ищем! Вы, говорят, старины знаете.

Мы вас записывать будем!

— Ну, пиши, — охотно соглашается дед и тут же, усевшись на мокрую кочку, с воодушевлением запевает:

Уж как ездил Добрыня да по чисту полю. . .

Он завидел, Добрыня, да там шатер стоит. . .

Дождь льет, трава мокрехонька, но мы ничего не замечаем. Не замечает и дед. Увлекшись пением, он переходит от одной былины к другой, от другой к третьей. Это — настоящий редкостный мастер. Мы вне себя от восторга.

Вот повезло!

— Все от своего деда перенял, — поясняет нам старик, — он-то еще боле моего знал, да вот беда — помер. . . Он бы вам напел!

Нескоро расстались мы тогда с дедушкой Носовым и потом долго, долго вспомиг нали его.

Другая встреча была в деревне Абрамовской близ огромного, древнего селения Усть-Цыльмы там же, на Печоре. Туда мы приплыли на лодке ночью, в три часа. Но, несмотря на такой поздний час, деревня чуть не вся поднялась нам навстречу.

— С Ленинграду люди?! Старины списывать?! Ой, голубчики, как это вы ладно надумали! Поют у нас, поют, как не петь!

Это надо первым делом Чупрова Еремея Провыча просить, уж он вам напоет!

Но просить не пришлось: Еремей Провыч, знаменитый на всю округу былинщик, сам пригласил нас к себе в избу, и едва успели мы приготовить к записи нашу аппаратуру, уселся за стол и запел.

Он пел, а десятки соседей, стоя в избе, на крыльце и под окнами, затаив дыхание, слушали его. Он же, увлекшись, никого и ничего не замечал вокруг себя. Он пел так, словно видел перед собой и Илью, и Добрыню, и других богатырей; словно они были тут же, в его избе, и он беседовал с ними. И ему, и всем его соседям утром надо было на работу; но никто об этом не думал.

До семи часов утра пел нам Еремей Провыч свои «старины», и до семи часов утра никто не отошел от избы.

Мало кто умеет в наши дни петь былины так, как их пели старики прежде: медленно, плавно, величаво, выдерживая старинный напев. Еремей Чупров, дедушка Носов, их соседи — деды-печорцы из других деревень — это умели. Но в наши дни иногда бывает, что былину рассказывают, как сказку.

За последние 500-600 лет новые былины о легендарных богатырях в народе не создавались, и нынче фольклористы считают за большую удачу, если им удается где-нибудь услышать и записать от старика былинщика то, что он когда-то слышал от своих дедов и прадедов.

Источники:

    На Буяне, славном острове. Сборник русского фольклора. 2-е издание. Составила и обработала Н. Колпакова. Послесловие Н. Колпаковой.

    Рисунки Б. Калаушина. Л., «Дет. лит.», 1978.Аннотация: В сборнике — произведения русского фольклора самых различных жанров: от былин до частушек. Их записала и обработала для детей Н. П. Колпакова.




Русские былины о богатырях