Русский национальный характер в рассказах И. С. Тургенева

Рассказ «Хорь и Калиныч» появился в журнале «Современник» и имел такой успех, что Тургенев решил писать цикл небольших произведений о жизни простого народа, объединенных образом повествователя-охотника. Его рассказчик беседует с людьми, которых встречает, всматривается в них, описывает их мысли, чувства, сопереживает им. В этом цикле рассказов писатель пытается сделать то, за что до него никто еще не брался — изучить характеры крепостных крестьян и поведать об их судьбах.

Поэтому можно сказать, что Тургенев в этих рассказах

попытался запечатлеть живую душу народа, обрисовать черты национального характера.

Причем Тургенев вовсе не идеализирует крестьян. Особенно это видно в сцене рассказа «Певцы», где после такого возвышенного и красивого, берущего за душу пения тот же Яков-Турка напивается и оказывается мужиком, чьи «мокрые волосы клочьями висели над… страшно побледневшим лицом».

Для писателя русский национальный характер складывается из очень непохожих, порой даже противоположных типов. Разница здесь видна и в портретных зарисовках, и в описании деревень, где живут крестьяне, и в их отношении к жизни.

«Орловский

мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, лицом чист и бел, торгует маслом и дегтем и по праздникам ходит в сапогах». Таким описанием начинается «Хорь и Калиныч» — рассказ об очень несхожих между собой крестьянах, каждый из которых вызывает у рассказчика симпатию, которая передается и читателю.

Хорь — оброчный мужик, поселившийся на болоте после того, как у него сгорел дом. Описывая его внешность, писатель сравнивает крестьянина с древнегреческим философом: «Склад его лица напоминал Сократа: такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос». И тут же добавляет. нравствснную характеристику: «Он, казалось, чувствовал свое достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных своих усов».

Хорь хитер и чрезвычайно осторожен. Могу предположить, что отсюда и прозвище его. Из осторожности он выражается мудрено, стараясь не перечить барину. «Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист».

Он любознателен, расспрашивает заезжего барина о житье за границей, замечает: «Это у нас не пошло бы, а вот это хорошо — это порядок».

Хорь умен, его познания по-своему обширны. Рассказчик отмечает, что, толкуя с Хорем, он «в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика». Но тут же признает, что читать Хорь не умел и из всех детей лишь один его сын одолел грамоту.

Толковый и работящий мужик, он сумел разбогатеть, стал главой большой и крепкой, «покорной и единодушной» семьи. В доме у него очень чисто, гостям с порога предлагают хороший квас, пшеничный хлеб, соленые огурцы, есть здесь и молоко, и сахар.

Из разговоров с Хорем рассказчик вынес убеждение, что «русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед».

Среди странностей Хоря автор отмечает его предрассудки. Так, он презирал баб, тешился и издевался над ними. Быть может, причиной тому злая и сварливая жена.

Калиныч, пожалуй, полная противоположность Хоря. Его добродушное лицо было «кротким и ясным, как вечернее небо». По характеру он добрый, веселый, усердный и услужливый. Служил он без раболепства, но за своим барином досматривал, как за ребенком.

И все бы хорошо, только вот «хозяйство в исправности содержать не может». И еще он не любил рассуждать, всему верил слепо.

Калиныч, как можно прочитать в рассказе, «принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных». Жены, которая у него была когда-то, он боялся, а детей у него не было вовсе.

Калиныч близок природе, наблюдателен. Он имеет свои таланты: умеет заговаривать кровь, испуг, бешенство, выгонять червей, у него легкая рука, ему повинуются животные, он умеет играть на балалайке и поет.

Считается, что именно песня прекрасно передает народную душу. В рассказе «Певцы» Тургенев дает возможность читателю понаблюдать за состязанием двух народных певцов. «Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны… От каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами». Рассказчик, слушая это пение, вспоминает море и чайку. Другие посетители кабака не в состоянии спокойно слушать.

Они вполголоса подхватывают песню, подбадривают певцов, высказывают свое восхищение, сопереживая, плачут.

Я думаю, что, рассказав о высоких душевных качествах простых русских людей, об их природном уме, сметке, чуткости и отзывчивости, Тургенев в «Записках охотника» показал, как он сам говорил, что в русском человеке таится и зреет зародыш будущих великих дел.




Русский национальный характер в рассказах И. С. Тургенева