Русский писатель XX века А. И. Солженицын

1. Противостояние Системе. 2. Герои рассказов А. И. Солженицына. 3. Правда о русской истории. Может быть, такой же жребий выну, Горькая детоубийца — Русь! И на дне твоих подвалов сгину.

Иль в кровавой луже поскользнусь, Но твоей Голгофы не покину, От твоих могил не отрекусь. Доконает голод или злоба, Но судьбы не изберу иной: Умирать, так умирать с тобой И с тобой, как Лазарь, встать из гроба! М. А. Волошин Имя А. И. Солженицына долгие годы ассоциировалось в Советском Союзе с чем-то запретным, недостойным. Было несколько человек, о которых запрещалось

говорить: И. А. Бродский, А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын… Никто толком не знал, чем провинились они перед властью, знали точно, что это «отщепенцы», «диссиденты».

Одной из причин, по которой можно было позволить так думать всему населению огромной страны, было то, что они с разной степенью активности выражали несогласие с происходившим в СССР. А еще то, что все они, кроме А. Д. Сахарова, были вынуждены уехать за границу — страна выталкивала, «выдавливала» своих граждан в 70-х — 80-х годах XX века. А. И. Солженицын до 1961 года жил так, как жили многие его соотечественники. Сын кубанской крестьянки из зажиточной

семьи, потерявший отца еще до своего рождения, он пережил в голодное детство, стал студентом знаменитого МИФЛИ, который не дала закончить Великая Отечественная война. После обучения в артиллерийском училище в конце 1942 года А. И. Солженицын был отправлен на фронт и назначен командиром батареи звуковой разведки, получил звание капитана, был награжден орденом, а в феврале 1945 года его арестовали за резкие высказывания против политики И. В. Сталина, обнаруженные военной цензурой в частной переписке.

С 1962 года судьба писателя подчинена как бы воле свыше. Именно в этом году выходит рассказ «Один день Ивана Денисовича», потрясший страну. За его текстом стояли в очередях библиотек, перепечатывали на пишущих машинках, переписывали от руки… Иван Денисович Шухов, о котором идет речь в этом произведении А. И. Солженицына, — воплощение народной практичности и сметливости. Он обыкновенный человек, заключенный в лагерь ни за что.

Шухов, попав в окружение, пробыл в плену пару дней. Он не подвижник, не герой. Автор не дает прямой оценки своему герою: плох он или хорош.. Ему важно, что Иван Денисович остается самим собой, он ухитряется прожить почти счастливый день в тех нечеловеческих условиях, и этим дорог писателю. В рассказе описан только один день лагерной жизни, но сколько он вместил в себя, сколько искореженных судеб прошло перед глазами читателей.

Особенность произведений А. И. Солженицына такова, что в них, по сути, затронута одна и та же проблематика — проблема противостояния Системе, будь то архипелаг ГУЛАГ или деревня Тальново. В 1961 году все понимали, что в литературу вошел мастер слова. Еще в ссылке у Солженицына обнаружили рак.

Вопреки ожиданиям, злокачественная опухоль, то ли благодаря операции, то ли благодаря целебным травам исчезла. Писатель увидел в этом проявление Божественной воли: пережив восьмилетний кошмар каторги, он должен жить ради правды. Уметь видеть и слышать — это, пожалуй, главное качество писателя, призванного Богом разрушить ложь. «Матренин двор», опубликованный в 1963 году, тоже поразил советских читателей.

Матрена, главная героиня рассказа, — простая русская крестьянка, праведница. Она всегда готова поделиться последним, она, в отличие от Шухова, покорна не потому, что это выгодно, а потому, что так велит ей сердце. Матрена хранит высшие черты русской духовности, но односельчане считают ее странной, не от мира сего.

Рассказ построен как житие, хотя житийный жанр не выдержан полностью: умирает Матрена горько-нелепой смертью, попав под поезд. Праведники живут в жестоком, бессмысленном мире; человек, ко многому способный, вместо того, чтобы жить, должен научиться выживать. То же можно сказать и о самом Солженицыне.

Но он не выживает — он живет. В середине 60-х годов, когда власть не желала больше вспоминать о репрессиях, в А. И. Солженицыне стали видеть опасного противника. Его перестают печатать, а уже опубликованное изымают из библиотек.

КГБ распространяет слухи, что во время войны Солженицын сдался в плен и сотрудничал с фашистами. Союз писателей не вступился за него, а потом и исключил из своих рядов. В 1973 году на Западе выходит первый том «Архипелага ГУЛАГ», над которым писатель работал с 1958 года. Резонанс мнений о книге можно сравнить с эффектом разорвавшейся бомбы. «Архипелаг…» развеял миф о прогрессивном и гуманном социализме, который, как верили многие деятели культуры на Западе, построен в СССР. А. И. Солженицын не пишет «в стол».

Он не писатель, а воин с разящим мечом. Этого меча боялись власти. В 1974 году А. И. Солженицына арестовывают и спустя сутки высылают из страны. Сразу после ареста он пишет статью «Жить не по лжи» — призыв отказаться от лжи, которую от каждого жителя СССР требует власть.

И вот в стране перемены. Конец 80-х — 90-е… Газеты наперебой спорят, вернется ли на родину из далекого Вермонта А. И. Солженицын.

В 1994 году он возвращается. Возвращается, потому что верен своим жизненным идеалам: Родине и Истине. Он едет по России, выступает в газетах и на телевидении с оценкой увиденного, сделанного в обновленной стране. Его слушают плохо, он раздражает несогласием с переменами. Раздаются возгласы о том, что обвинять легко…

И вот телевизионные беседы отменены, газеты, близкие к правительственным кругам, отвернулись. Но писатель продолжает занимать критическую позицию по отношению к тому, что происходит в стране. Он размышляет в книге «Россия в обвале» о необходимости возрождения русского национального самосознания, о возвращении к традициям, о земстве… А. И. Солженицын в России. Но изменилась ли она?

Страшное слово «Система» по-прежнему определяет все, только теперь еще и «обвал» Системы, за которым бесконтрольность, преступность, вырождение… И по-прежнему страшно за всех нас. Солженицына многие называют проповедником.

Может быть, в нем жив дух протопопа Аввакума, который за веру, за правду пошел на костер? А. И. Солженицын многое успел, многое сделал. И судьба Аввакума имеет другой финал, в данном случае не костер, а счастливая старость. Вот только может ли быть человек счастлив в России?

Наверное, может, если его судьба — служение Правде.




Русский писатель XX века А. И. Солженицын