Русский писатель XX века А. И. Солженицын
1. Противостояние Системе. 2. Герои рассказов А. И. Солженицына. 3. Правда о русской истории. Может быть, такой же жребий выну, Горькая детоубийца — Русь! И на дне твоих подвалов сгину.
Иль в кровавой луже поскользнусь, Но твоей Голгофы не покину, От твоих могил не отрекусь. Доконает голод или злоба, Но судьбы не изберу иной: Умирать, так умирать с тобой И с тобой, как Лазарь, встать из гроба! М. А. Волошин Имя А. И. Солженицына долгие годы ассоциировалось в Советском Союзе с чем-то запретным, недостойным. Было несколько человек, о которых запрещалось
Одной из причин, по которой можно было позволить так думать всему населению огромной страны, было то, что они с разной степенью активности выражали несогласие с происходившим в СССР. А еще то, что все они, кроме А. Д. Сахарова, были вынуждены уехать за границу — страна выталкивала, «выдавливала» своих граждан в 70-х — 80-х годах XX века. А. И. Солженицын до 1961 года жил так, как жили многие его соотечественники. Сын кубанской крестьянки из зажиточной
С 1962 года судьба писателя подчинена как бы воле свыше. Именно в этом году выходит рассказ «Один день Ивана Денисовича», потрясший страну. За его текстом стояли в очередях библиотек, перепечатывали на пишущих машинках, переписывали от руки… Иван Денисович Шухов, о котором идет речь в этом произведении А. И. Солженицына, — воплощение народной практичности и сметливости. Он обыкновенный человек, заключенный в лагерь ни за что.
Шухов, попав в окружение, пробыл в плену пару дней. Он не подвижник, не герой. Автор не дает прямой оценки своему герою: плох он или хорош.. Ему важно, что Иван Денисович остается самим собой, он ухитряется прожить почти счастливый день в тех нечеловеческих условиях, и этим дорог писателю. В рассказе описан только один день лагерной жизни, но сколько он вместил в себя, сколько искореженных судеб прошло перед глазами читателей.
Особенность произведений А. И. Солженицына такова, что в них, по сути, затронута одна и та же проблематика — проблема противостояния Системе, будь то архипелаг ГУЛАГ или деревня Тальново. В 1961 году все понимали, что в литературу вошел мастер слова. Еще в ссылке у Солженицына обнаружили рак.
Вопреки ожиданиям, злокачественная опухоль, то ли благодаря операции, то ли благодаря целебным травам исчезла. Писатель увидел в этом проявление Божественной воли: пережив восьмилетний кошмар каторги, он должен жить ради правды. Уметь видеть и слышать — это, пожалуй, главное качество писателя, призванного Богом разрушить ложь. «Матренин двор», опубликованный в 1963 году, тоже поразил советских читателей.
Матрена, главная героиня рассказа, — простая русская крестьянка, праведница. Она всегда готова поделиться последним, она, в отличие от Шухова, покорна не потому, что это выгодно, а потому, что так велит ей сердце. Матрена хранит высшие черты русской духовности, но односельчане считают ее странной, не от мира сего.
Рассказ построен как житие, хотя житийный жанр не выдержан полностью: умирает Матрена горько-нелепой смертью, попав под поезд. Праведники живут в жестоком, бессмысленном мире; человек, ко многому способный, вместо того, чтобы жить, должен научиться выживать. То же можно сказать и о самом Солженицыне.
Но он не выживает — он живет. В середине 60-х годов, когда власть не желала больше вспоминать о репрессиях, в А. И. Солженицыне стали видеть опасного противника. Его перестают печатать, а уже опубликованное изымают из библиотек.
КГБ распространяет слухи, что во время войны Солженицын сдался в плен и сотрудничал с фашистами. Союз писателей не вступился за него, а потом и исключил из своих рядов. В 1973 году на Западе выходит первый том «Архипелага ГУЛАГ», над которым писатель работал с 1958 года. Резонанс мнений о книге можно сравнить с эффектом разорвавшейся бомбы. «Архипелаг…» развеял миф о прогрессивном и гуманном социализме, который, как верили многие деятели культуры на Западе, построен в СССР. А. И. Солженицын не пишет «в стол».
Он не писатель, а воин с разящим мечом. Этого меча боялись власти. В 1974 году А. И. Солженицына арестовывают и спустя сутки высылают из страны. Сразу после ареста он пишет статью «Жить не по лжи» — призыв отказаться от лжи, которую от каждого жителя СССР требует власть.
И вот в стране перемены. Конец 80-х — 90-е… Газеты наперебой спорят, вернется ли на родину из далекого Вермонта А. И. Солженицын.
В 1994 году он возвращается. Возвращается, потому что верен своим жизненным идеалам: Родине и Истине. Он едет по России, выступает в газетах и на телевидении с оценкой увиденного, сделанного в обновленной стране. Его слушают плохо, он раздражает несогласием с переменами. Раздаются возгласы о том, что обвинять легко…
И вот телевизионные беседы отменены, газеты, близкие к правительственным кругам, отвернулись. Но писатель продолжает занимать критическую позицию по отношению к тому, что происходит в стране. Он размышляет в книге «Россия в обвале» о необходимости возрождения русского национального самосознания, о возвращении к традициям, о земстве… А. И. Солженицын в России. Но изменилась ли она?
Страшное слово «Система» по-прежнему определяет все, только теперь еще и «обвал» Системы, за которым бесконтрольность, преступность, вырождение… И по-прежнему страшно за всех нас. Солженицына многие называют проповедником.
Может быть, в нем жив дух протопопа Аввакума, который за веру, за правду пошел на костер? А. И. Солженицын многое успел, многое сделал. И судьба Аввакума имеет другой финал, в данном случае не костер, а счастливая старость. Вот только может ли быть человек счастлив в России?
Наверное, может, если его судьба — служение Правде.
Русский писатель XX века А. И. Солженицын