Русский язык и духовное состояние общества

Аннушкин В. И. Иван Ильин, оторванный от России, писал: «И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нем вся она, наша Россия.» Представим эту мысль реально: вся Россия — в ее языке! Но русский язык воспринимается общественным большинством либо как скучный свод грамматических правил, либо как не очень интересный школьный предмет.

И мыслей, слов в защиту родного языка, свидетельств понимания роли Слова как инструмента творения современного мира, управления общественными процессами и всеми формами

жизни не находим. Язык — средоточие и выражение народного духа, настроения, стиля жизни современного общества. Для того чтобы понять, что такое язык — речь — слово для современного общества, надо осознать в полной мере классическое понимание Слова, лежащее в основе европейской философии жизни: «В начале было Слово.» Слово есть Бог. Бог есть Дух.

Бог есть Любовь. И все эти категории отражены в нашем человеческом слове. Слово человеческое подобно Слову Божию. Словом творится мир.

Однако человек греховен, и потому все наши ошибки, общественные и экономические нестроения так или иначе связаны с языком

— и напротив: стоит отрегулировать, понять роль и значение Слова, как начнут устраиваться и все области общественного и личного бытия. «Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своем. . Сегодня это значит: народное благополучие, здравие духовное и телесное, благоденствие, все формы народной жизни связаны с устройством современного языка. Придется ответить на вопрос: как мы, филологи, и наше общество в целом, понимаем: что такое язык — речь — слово в их обширном понимании, включающем и охватывающем все стороны жизни современного общества? Включишь телевизор — там один язык ; войдешь в храм — и там услышишь современный молитвенный язык ; выйдешь в парк — и услышишь, проходя мимо симпатично одетых молодых людей обоего пола, мирно звучащее. сквернословие. И все это современный нам русский язык. Язык — это прежде всего тексты, словесная действительность, средство общения и взаимодействия, организации жизни во всех ее сферах.

Совокупность словесных текстов составляет науку словесности, но обозреть современную словесность — почти непосильная задача, ибо мы живем в огромном количестве текстов и неудобство нашей жизни связано прежде всего с колоссальными речевыми нагрузками, которые предлагает жизнь в новом информационном обществе. Однако все мы чувствуем, что живем в едином и вполне определенном мире мыслей, настроений, стиле, который формируется прежде всего языком. Если заострить проблемы, взяв для анализа конкретные области общественно-речевого бытия, то они выглядят так: можно ли построить счастливую личную жизнь, если образцов хорошей семейной речи не представляет основной пропагандист современного вкуса — телевидение? Можно ли решить проблему построения эффективной экономики, если не выработан деловой язык документа, а риторическая этика как основа построения честных деловых, партнерских отношений стыдливо умалчивается? Можно ли создать благополучное существование, если язык большинства СМИ нарочито настроен на пессимистическо-критическое освоение действительности, что и выражается в соответствующем словесном стиле?

Общество, дух которого по преимуществу упадочен, вульгарен, пошло-развлекателен не может решить долгосрочные проблемы. Вот несколько постулатов, которые, на мой взгляд, филологи обязаны внушать и отстаивать в общественном сознании: 1. Каков язык, такова и жизнь. Именно языком как сознательно управляемым орудием взаимодействия людей, средством выражения либо благотворной, либо злотворной мысли создается определенный образ жизни.

Противоположная позиция, мол, мы только наблюдатели, а не творцы приводит к общественной пассивности и застою.




Русский язык и духовное состояние общества