Русское купечество в пьесах Островского

Широко купечество представлено у Островского в его произведении — «Гроза». О нем и пойдет мой сказ.

Начнем с «Грозы». Пред нами представители «старой школы предпринимателей» XIX века, две семьи, Кабанихи и Диких. Разберем Кабаниху. Она — явный антагонист пьесы.

Порой складывается впечатление, что Островский долго сидел за своим писательским столом, вспоминая все стереотипы, все образы того общества, тщательно выбирая самое гнилое из него, чтобы показать их нам с вами через такой персонаж, как Кабаниха.

Она чрезмерно

строга, узурпатор, как сказали бы о ней сегодня, человек, пытающийся удовлетворить свое самолюбие и поднять самооценку через других людей, причем для нее совсем неважно каких людей — посторонних ли, родных ли, рядом с ней страдают все и всегда. Дикой, по сравнению с Кабанихой, немного отыгрывает позиции: он становится узурпатором периодически, а не всегда. Зато у него есть более существенный недостаток: он обирает своих собственных работников, делая их и так несладкую жизнь еще горче. В интернете во многих статьях и сочинениях поведение Дикого по отношению к Борису преподносится как негативное, мол, «что ему, жалко
что ли?» У меня по этому вопросу своя точка зрения: Дикой имеет полное право решиться не отдавать наследство Борису, ибо человек должен платить за свои и чужие ошибки, тем более, если эти ошибки совершены в таком документе, как завещание.

Для психолога, Дикой был бы настоящей находкой, так как обладает достаточно редким свойством сублимации: он выплескивает негативную энергию не в творчество, как это происходит с большинством из нас, а на окружающих его людей. Резюмируя, купечество пред крепостной эпохи показалось мне каким-то старомодным, стародумным, когда все решается традициями предков, их суевериями и обычаями, когда вольнодумство — грех, за который общество той поры просто выбросит тебя из своей лодки.

В общем, подводя итоги, стоит сказать, что любое общество рано и поздно меняется. Купечество не исключение. Островский показал, что за какие-то двадцать лет, оно изменилось кардинально, но осталось стоять на том же шатком фундаменте своих соблазнов. Имея большие деньги, человек начинает меньше себя сдерживать, его оценка окружающих меняется до не узнавания: презирая других людей за их бедность, он перестают их считать за людей. Конечно же, есть люди, которые побороли эти пороки высокого общества, но их считанные единицы.

В погоне за деньгами, человек начинает оценивать все в материальном плане, любую услугу, любое чувство для него приобретает цену. С тех пор мало что изменилось, тот же капитализм, та же погоня за богатством. Тот же человек и его пороки.




Русское купечество в пьесах Островского