Ряд сложных вопросов творчества Гоголя

Имя Н. В. Гоголя принадлежит к величайшим именам русской литературы. Через пять лет после гибели Пушкина Белинский с полным основанием писал, что Гоголь — «великий талант, гениальный поэт и первый писатель современной России…». Обладавший уникальным художественным дарованием, Гоголь был писателем-гражданином, смотревшим на свой литературный труд как на самоотверженное служение родине и великую ответственность перед «грозным и правдивым потомством».

Называя своим учителем Пушкина, Гоголь вместе с тем остро ощущал те новые

задачи, которые вставали перед русской литературой в 30-40-е годы.

В его произведениях углубляется социальная критика действительности, происходит ее сатирическое осмеяние. Но Гоголь велик как силой своего художественного отрицания, так и утверждающим пафосом — страстной устремленностью к добру и красоте, жаждой «воцарить» их на земле. Он совмещает в своем лице пленительного лирика, фантаста, сказочника — и язвительного сатирика; писателя, творящего мир своего «солнечного» идеала, — и писателя, раскрывшего «пошлость пошлого человека» и «мерзости» российских порядков, давшего, по словам

Белинского, «микроскопический анализ» жизни, добравшегося до самых ее «корней»; великого романтика — и самого «решительного» основоположника русского критического реализма XIX в.; творца «восторженного», «светлого» смеха — и художника, пережившего в конце жизни мучительный идейный кризис, пришедшего к трагическому «самосожжению».

Еще при жизни Гоголя вокруг его произведений и самого его имени началась борьба. Она продолжалась после смерти писателя и отразила напряженные идеологические и социально-политические конфликты русской жизни.

Н. В. Гоголь родился 20 марта 1809 г. в местечке Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Детство будущего писателя прошло в небольшом имении его отца Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского — Васильевке. Впечатлительная, нервная натура мальчика формировалась в атмосфере домашнего уюта, бабушкиных сказок, поэтичной и яркой природы Украины. Детские впечатления формировали любовь Гоголя к литературе и театру.

Его отец был создателем нескольких украинских комедий.

Гоголь учился сначала в Полтавском училище, а затем в 1821 г. поступил в только что открывшуюся в Нежине гимназию Высших наук. В ней наряду с людьми реакционных взглядов оказалась группа молодых профессоров, энциклопедически образованных, приверженцев прогрессивных идей. Большое влияние на лицеистов имел профессор естественного права Н. Г. Белоусов. Следуя в своих лекциях идеям просветителей и немецкой классической философии, он развивал концепцию «врожденных» прав людей, их равенства.

О прогрессивности воззрений Белоусова свидетельствует возникшее в 1827 г. в Нежинской гимназии «дело о вольнодумстве», закончившееся отрешением «опальных» профессоров от должности. Гоголь был одним из любимых учеников Белоусова, часто бывал у него дома, пользовался его книгами, тщательно записывал его лекции.

Страстным увлечением Гоголя был театр. Силами лицеистов были организованы регулярные театральные представления. Гоголь был душой этого театра, ставил пьесы, с увлечением писал декорации и блестяще играл роли, главным образом комические.

Из гимназии Гоголь вынес горячую приверженность просветительским идеям, любовь к литературе и искусству, яркую романтическую настроенность. Мир романтического искусства определял мироощущение юного Гоголя. Впоследствии писатель так вспоминал эти годы: «Лета поэзии… Немецкая поэзия далеко уносила меня тогда вдаль, и мне нравилось ее совершенное отдаление от жизни и существенности. И я гораздо презрительней глядел тогда на все обыкновенное и повседневное».

Гоголь поэтизирует состояние энтузиазма, духовного горения, «кипения чувств». Снижение интенсивности духовных порывов рассматривается как угроза омертвения души. Романтическая в своем генезисе идея прекрасной «живой души» навсегда останется центральной в миропонимании Гоголя. Жизнь представлялась юному Гоголю героическим подвигом во имя человечества, «для счастия граждан». «Быть в мире и не означить своего существования — это было для меня ужасно» . «Перебрав в уме» все возможные должности, Гоголь, видимо, под влиянием лекций Белоусова останавливается на юстиции и на этом поприще мечтает бороться с «неправосудием» как «величайшим в свете несчастьем».

В юношеских заявлениях Гоголя важно отметить, с одной стороны, иллюзии о возможности борьбы с несправедливостью при существующих в России порядках, а с другой — абсолютную непримиримость ко злу, романтический максимализм идеала.

Гоголеведение достигло значительных успехов. Собран большой фактический материал. Сделан ряд ценных наблюдений над художественным своеобразием произведений, их связью с фольклором, зарубежной литературой. В то же время высказывались и ошибочные суждения.

Получило распространение мнение, высказанное в 70-е годы А. Н. Пыпиным, о противоречии между Гоголем-художником и мыслителем. Продолжая эту версию, Д. Н. Овсянико-Куликовский писал об инстинктивном характере его гения. Гоголь изолировался от умственной жизни своего века. Одностороннее освещение получил вопрос об идейном кризисе Гоголя.

Трагедию великого писателя часто связывали с сугубо личными причинами, объясняли ее особенностями психологического склада. Выдвигалась и ошибочная мысль о том, что творчество Гоголя не имело развития и не знало перелома и кризиса. Советское гоголеведение представлено огромным количеством исследований.

Однако ряд сложных вопросов творчества Гоголя до сих пор остается недостаточно исследованным и продолжает вызывать споры. Еще не вполне выяснены причины и характер идейного кризиса Гоголя. Предстоит дальнейшая работа по изучению его художественного мастерства и стиля.

Дискуссионной является проблема творческого метода Гоголя, роли и значения романтизма и соотношения романтизма и реализма в его произведениях. Вопрос о связи Гоголя с романтизмом возник еще в дореволюционном литературоведении. Большое внимание ему уделила декадентская и символистская критика. Но она изображала Гоголя не романтиком, по сути дела, а предтечей декадентства и символизма. Эти традиции продолжены рядом современных буржуазных исследователей.

Отказываясь видеть в Гоголе реалиста, зарубежные исследователи В. Набоков, В. Эрлих, Д. Чижевский, В. Сечкарев и др. рассматривают его творчество вне социальных проблем, как выражение «гротескового кошмара» и ужаса перед инфернальными силами. Романтизм Гоголя лишается жизненности, от него часто проводятся прямые линии к модернизму.

В российском литературоведении Гоголя долго рассматривали почти исключительно как реалиста. Между тем необходимость детального рассмотрения своеобразия творческого метода Гоголя и его связей с романтизмом давно осознавалась. В последнее время в связи с утверждением более глубокого и разностороннего представления о романтизме, его истории и роли в формировании критического реализма проблема романтизма в творчестве Гоголя оказалась актуальной.

Появился ряд работ, в которых она была поставлена. Но в целом изучение Гоголя через призму романтической эстетики и поэтики только начинается, здесь предстоит еще многое сделать.




Ряд сложных вопросов творчества Гоголя