С. А. Есенин — «последний певец деревни»
1. Образ родины в творчестве Есенина. 2. Поэтизация русской деревни. 3. Русская деревня как «Русь уходящая».
Тема родины, Руси является ведущей темой в поэзии С. А. Есенина. Ее образ встречается даже в любовных стихотворениях. Например, в стихотворении «Выткался на озере алый свет зари…» свидание влюбленных происходит на фоне незамысловатого пейзажа, типичного для окрестностей русских деревень: Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, Сядем в копны свежие под соседний стог. Любовью к родине проникнута вся лирика С. А. Есенина.
Однако
Благоговейное отношение к родине, как к святыне, поэт подчеркивает, сравнивая себя с богомольцем. «Хаты — в ризах образа», «пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас» — образ Руси как храма напоминает
В этом стихотворении легко проследить характерную для творчества Есенина поэтизацию русской деревни. Идеал Руси для поэта — это всегда русская деревня, а не просто красивый пейзаж и уж тем более не бурная городская жизнь: И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом. Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад.
Для поэтичных картин Руси, русского села Есенин выбирает краски, традиционные в иконописи: «алый свет зари», «синь», «голубое поле», «золотая дуга», «золотистое пламя», «роща золотая», «лазурь»… Особенно часто встречаются в поэзии Есенина синий и голубой цвета. «Голубая Русь». Не зеленая, в наряде из «березового ситца», не золотая, в спелых колосьях и осенней листве, а голубая, как небо, как вода, бескрайняя и чистая, как мечта.
И действительно, в поэзии Есенина образ Руси повседневной, будничной, земной переплетается со сказочным образом града Китежа, скрытого под водой, отражающегося в воде, в «сини». Но и обыденные реалии крестьянской жизни не остаются вне взгляда поэта: Воспою я тебя и гостя, Нашу печь, петуха и кров… И на песни мои прольется Молоко твоих рыжих коров. С такими словами обращается поэт к матери в стихотворении «Разбуди меня завтра рано…». Столь поэтичное отношение к незатейливому крестьянскому быту, конечно, не означает, что Есенин не знал и не замечал, какова на самом деле жизнь села.
Поэт надеялся, что послеоктябрьской революции крестьянам будет легче жить, однако эти надежды не оправдались. Все мероприятия, осуществлявшиеся советской властью в русской деревне, были направлены на разрушение привычного уклада крестьянской жизни, который был так дорог Есенину. Предчувствие того, что привычная русская деревня, «голубая Русь» уходит в прошлое, звучит в стихотворении «Я последний поэт деревни…»: На тропу голубого поля Скоро выйдет железный гость. Злак овсяный, зарею пролитый, Соберет его черная горсть.
Неживые, чужие ладони, Этим песням при вас не жить! Это стихотворение — поэтическая «панихида», погребальный плач по русской деревне, какой ее знал и любил Есенин. Лирика поэта своего рода «дощатый мост», связывающий прошлое и будущее «страны березового ситца». Но поэт и сам осознает, насколько хрупок и «скромен» этот песенный мостик.
В стихотворении «Я последний поэт деревни…» родина снова предстает храмом. Но теперь «пришлый богомолец» попал не на праздник, а на похороны: За прощальной стою обедней Кадящих листвой берез. Догорит золотистым пламенем Из телесного воска свеча… Мотивы невозвратимости «уходящей Руси» и ее жизненного уклада звучат и в других стихотворениях Есенина: Не разбудишь ты своим напевом Дедовских могил! Привязало, осаднило слово Даль твоих времен.
Не в ветрах, а, знать, в томах тяжелых Прозвенит твой сон. В стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний…» разрушение традиционного деревенского уклада показано уже не как предчувствие, а как реальность. Атрибуты прогресса, пришедшего в деревню, поэт характеризует как враждебное явление: Вот сдавили за шею деревню Каменные руки шоссе. Наступление технической цивилизации, воплощенной в образе города, сопоставляется с охотой на волка. Теперь уже деревенская Русь не храм, осиянный ризами икон, не «голубень», а зверь, которого травят охотники.
Но и в этом обличье родина по-прежнему дорога поэту, принимающему ее судьбу как свою собственную: О, привет тебе, зверь мой любимый! Ты не даром даешься ножу. Как и ты — я, отвсюду гонимый, Средь железных врагов прохожу.
С. А. Есенин — «последний певец деревни»