С. Цвейг. Невозвратимое мгновение. Согласны ли вы с ходом рассуждений и выводами автора?

Оцените рассуждение автора, которым он начинает миниатюру: «Судьбу влечет к могущест­венным и властным. Годами она рабски покорст­вует своему избраннику — Цезарю, Александру, Наполеону, ибо она любит натуры стихийные, по­добные ей самой — непостижимой стихии». С чем вы согласны и с чем не согласны в этом рассужде­нии?

Многие читатели не хотят принять стремление автора сделать судьбу почти живым и реальным участником и судьей событий.

Такое толкование едва ли может удов­летворить читателя-реалиста. Непреодо­лимая сила

судьбы, рока не приемлется большинством читателей. Чаще в споре по этому поводу противники всевластия судьбы выдвигают как важнейшие дока­зательства важность конкретных обсто­ятельств и их неожиданного стечения и взаимодействия.

У рассуждения есть и продолжение, которое касается обычных людей. Внимательно прочитайте и согласитесь или поспорьте: «Но иногда — хотя во все эпохи лишь изредка — она вдруг по стран­ной прихоти бросается в объятия посредственнос­ти. Иногда — и это самые поразительные мгнове­ния в мировой истории — нить судьбы на одну-единственную трепетную минуту попадает в руки ничтожества.

И

эти люди обычно испытывают не радость, а страх перед ответственностью, вов­лекающей их в героику мировой игры, и почти всегда они выпускают из дрожащих рук нечаянно доставшуюся им судьбу».

Мы видим, что и это суждение столь же романтично и пронизано верой во все­властие судьбы. У человека обычного, то­го, кого Цвейг именует посредственно­стью, практически нет шансов на главную роль в событиях, и он, как правило, на это и не претендует: иные возможности по­рождают и иные запросы. И способность реально оценивать свой масштаб требует от обычного человека ничуть не меньшего мужества, чем такая же способность у че­ловека гениального.

Для Цвейга важны только великие люди и перед ними он не только преклоняется сам, но и с полным убеждением заставляет склонить голову и саму судьбу. Для большинства людей такая заносчивость и аристократизм не свойственны и мы с уважением смотрим на судьбу любого человека.

В чем вы видите особенности композиции исторической миниатюры? Можно ли считать, что она полностью отражена в названиях главок ми­ниатюры? Попробуйте обосновать свой вывод.

Главы новеллы: «Груши», «Ночь в Кайу», «Утро Ватерлоо», «Ошибка Гру­ши», «Решающее мгновение в мировой истории», «После полудня», «Развязка», «Возврат в повседневность». Композиция новеллы полностью отражена в названиях глав, которые ее составляют и отчетливо подчеркивают ее кульминацию: едва ли может быть два решающих мгновения у одной истории. Оценивая роль каждой из крохотных главок новеллы, мы видим, как подготавливается кульминация: на­капливаются сведения, которые связаны с Груши, обрушиваясь затем его ошибкой и приводя к поражению.

Естественно так­же, что «Возврат в повседневность» — своеобразный эпилог.

Внимательно перечитайте кульминацион­ную главку. Согласны ли вы с ходом рассуждений и выводами автора?

Автор настойчиво убеждает нас, что именно та секунда, в которую Груши ре­шил слепо следовать приказу Наполеона, предопределила поражение под Ватерлоо. Груши не пришел на помощь, и армия На­полеона была разбита. Автор видит толь­ко такое объяснение событий.

Военная ис­тория знает множество трудов, которые оценивают это событие, и не нам, читате­лям без специальной подготовки, предла­гать свое решение. Но очевидно также и то, что теперь военная наука определила то множество причин, которые породили это событие. И нам, читателям, имеющим определенные взгляды на ход истории, ре­шение Цвейга не кажется единственно верным. Решение писателя очень эффект­но с точки зрения яркости преподнесения событий, оно носит чисто эмоциональный характер, и чаще всего мы, подумав, от него отказываемся.

Художественный текст живет в этой новелле так напряжен­но, как это часто свойственно драматур­гии.

Попробуйте дать хотя бы краткую характе­ристику одному из исторических героев, изобра­женных на страницах этой миниатюры.

Среди героев, которые изображены в новелле, наиболее полно дан Груши. Именно ему посвящена первая глава но­веллы и в ней — четкая характеристика этого человека. «Груши — человек за­урядный, но храбрый, усердный, чест­ный, надежный, испытанный в боях на­чальник кавалерии, но не больше, чем на­чальник кавалерии… Что Груши не герой и не стратег, а только надежный, предан­ный, храбрый и рассудительный коман­дир, — Наполеону хорошо известно…

На одно мгновение, на один день скромный Груши покидает свое место в военной иерархии, чтобы войти в мировую исто­рию. Только на один миг, но какой миг!» Так происходит наше знакомство с Гру­ши. И в главе «Ошибка Груши» мы узна­ем, как эта ошибка определила поражение Наполеона.

И описание этого события — завершение рассказа о судьбе Груши как героя истории.

Как бы вы охарактеризовали главные осо­бенности творчества Стефана Цвейга, которые за­метили в этой миниатюре или в других, прочитан­ных вами произведениях? Приведите примеры из текста.

Произведения Стефана Цвейга отлича­ют драматизм повествования, стремитель­ность развития сюжетов, напряженность изображения характеров, насыщенность языка, романтичность и приподнятость манеры повествования. В учебнике-хрес­томатии вы прочли одну из новелл цикла «Звездные часы человечества». Само на­звание этого цикла дает возможность ощутить отношение писателя к истории и ее героям.

Автора привлекает яркость, си­ла, необычность, отталкивает серость и обыденность. Даже в ординарном герое — Груши — он находит краткий отблеск славы.




С. Цвейг. Невозвратимое мгновение. Согласны ли вы с ходом рассуждений и выводами автора?