Среди художественных произведений, написанных Чернышевским после романа «Что делать?», наиболее значительное место занимает роман «Пролог» , состоящий из двух частей: «Пролог пролога» и «Дневник Левицкого». В этом произведении писатель снова обращается к событиям времен первой революционной ситуации. Название романа приобретает символический характер: речь явно идет о прологе решающих революционных событий.
Конфликт строится на прямом столкновении революционеров-демократов с крепостниками и либералами в период подготовки крестьянской реформы. В. И. Ленин писал о гениальности Чернышевского, сумевшего в эпоху «самого совершения крестьянской реформы» «понимать с такой ясностью ее основной буржуазный характер…».
Главным героем романа является революционер Волгин, талантливый организатор и опытный конспиратор. Он окружен друзьями, единомышленниками, среди которых особенно выделяется юноша Левицкий. С большим художественным мастерством нарисован в романе лагерь либералов и реакционеров, одинаково враждебных народу. Волгин далеко не всегда одерживает победы в борьбе с политическими противниками.
Чернышевский не мог не учитывать опыт поражения революционной ситуации в стране. И в адрес народа, смиренно покоряющегося окрику будочника, Волгин произносит резкие слова о рабской психологии. Но, как подчеркивал Ленин, это были слова настоящей любви к родине, любви, тоскующей «вследствие отсутствия революционности в массах великорусского населения…».
В годы сибирской каторги и ссылки Чернышевский написал еще ряд художественных произведений, не все из которых сохранились или дошли до нас в полном виде.
Дайджест:
- С элементами изложения «Герой нашего времени»«Герой нашего времени» . Проблематика романа — итог многолетних исканий Лермонтова, новый этап в его творческом пути, предвещавший многое и многое… В романе Лермонтов вновь обращается к проблеме, имевшей очень большое значение в общественно-политическом, психологическом и философском плане: судьба незаурядного человека в современном ему обществе. Лермонтов писал свой роман с постоянной ориентацией на Пушкина, что ... Читать далее...
- И элементами изложения драмы Шиллера «Мария Стюарт»В «Марии Стюарт» Шиллера ярко проявляются основные особенности жанра трагедии. Она выделяется среди других драм Шиллера углубленной сосредоточенностью на философских и нравственных вопросах. Во всех других его пьесах проблемы философские, моральные, личностные сопутствуют политическим — в «Марии Стюарт» они выдвинуты на первый план. Трагедия воспроизводит события XVI в., связанные с борьбой реформации и контрреформации в ... Читать далее...
- С элементами изложения драмы Шиллера «Коварство и любовь»После пяти лет скитаний и постоянной нужды Шиллер обосновался в Веймаре, где жил Гете. Дружба, вскоре возникшая между ними, обогатила обоих и человечески, и творчески. Вершиной раннего творчества Шиллера явилась драма «Коварство и любовь» , которую автор отнес к жанру «мещанской трагедии». Термин мещанская трагедия, как и мещанская драма, появился в XVIII в., для обозначения ... Читать далее...
- С элементами изложения повести Бунина «Суходол»В 1911 -1913 годах расширяется диапазон художнического видения Бунина. Он все шире охватывает различные стороны русской действительности. В его произведениях изображается и вырождение дворянства, и уродливость уездного мещанского быта, присутствует и тема любви как пагубной и непобедимой страсти. В обширном цикле рассказов о крестьянстве, писатель продолжает линию, намеченную в повести «Деревня». Здесь та же полемика ... Читать далее...
- По роману Е. Замятина «Мы» с элементами изложенияРоман «Мы» написан Е. Замятиным в сложное для страны время — в 1920 году. В этот период Россия активно пыталась построить новую жизнь. Поэтому в своем романе писатель решает серьезную проблему, пытается понять, по какому пути пойдет научно-технический прогресс и как он отразится на нравственном облике потомков. Действие романа происходит в далеком будущем — через ... Читать далее...
- Краткое содержание романа Чернышевского «Пролог»В начале весны 1857 г. супруги Волгины прогуливаются по Владимирской площади в Петербурге. Двадцатидевятилетний журналист Алексей Иванович Волгин некрасив, неловок и кажется флегматиком. Жена его, двадцатитрехлетняя Лидия Васильевна Волгина, напротив, привлекательна, любопытна и привыкла производить эффект. Во время прогулки Волгина увлечена не столько беседой с мужем, сколько тем, что помогает молодой даме по имени Антонина ... Читать далее...
- Краткое изложение ПрологН. Г. Чернышевский Пролог В начале весны 1857 г. супруги Волгины прогуливаются по Владимирской площади в Петербурге. Двадцатидевятилетний журналист Алексей Иванович Волгин некрасив, неловок и кажется флегматиком. Жена его, двадцатитрехлетняя Лидия Васильевна Волгина, напротив, привлекательна, любопытна и привыкла производить эффект. Во время прогулки Волгина увлечена не столько беседой с мужем, сколько тем, что помогает молодой ... Читать далее...
- Краткое содержание «Пролог» ЧернышевскогоЧернышевский Николай Гаврилович Произведение «Пролог» В начале весны 1857 г. супруги Волгины прогуливаются по Владимирской площади в Петербурге. Двадцатидевятилетний журналист Алексей Иванович Волгин некрасив, неловок и кажется флегматиком. Жена его, двадцатитрехлетняя Лидия Васильевна Волгина, напротив, привлекательна, любопытна и привыкла производить эффект. Во время прогулки Волгина увлечена не столько беседой с мужем, сколько тем, что помогает ... Читать далее...
- Пересказ романа Довженко «Очарованная Десна» — ПрологДо чего же красиво и весело было в нашем огороде! Вот как выйти из сеней и посмотри вокруг — совершенно все зеленое и буйное. А сад было как зацветет весной! А что делалось в начале лета — огурцы цветут, тыквы цветут, картофель цветет. Цветет малина, смородина, табак, фасоль. А подсолнух, а мака, свекла, лебеда, укроп, ... Читать далее...
- Литературный сборник XVII в.- ПрологПРОЛОГ — древнерусский календарный сборник, состоящий из кратких византийских, древнерусских, южнославянских житий и памятей святых, отрывков из переводных сочинений христианских писателей и произведений древнерусских авторов на темы христианской морали. Сначала П. являлся лишь переводом греческого сборника кратких житий и памятей вселенских святых, который назывался «Синаксарь» . В Византии он был составлен в конце Х в., ... Читать далее...
- На тему: Художественное своеобразие романа «Что делать?»Могущество мысли, характерное для всего строя романа Чернышевского, определяет и особенности жанра, и новый характер сюжета, основанный на полной ясности и предсказуемости его развития. Писатель отказывается от неожиданных сюжетных поворотов, тайн, внешних эффектов, за исключением начальных главок, цель которых — заинтересовать «простодушную публику». Уверенность героев романа в прочности своего положения, невиданный ранее оптимизм — это ... Читать далее...
- Анализ романа Чернышевского «Что делать?»Роман писался с конца 1862 года по апрель 1863 года, т. е. написан за 3,5 месяца на 35-м году жизни автора. Роман разделил читателей на два противоположных лагеря. Сторонниками книги были Писарев, Щедрин, Плеханов, Ленин. Но такие художники, как Тургенев, Толстой, Достоевский, Лесков считали, что роман лишен истинной художественности. Для ответа на вопрос «Что делать?» ... Читать далее...
- Пример изложения описания памятникаУзнав тему сочинения, я сразу поняла, о памятнике какому писателю я хотела бы написать. Конечно, о памятнике Лермонтову. Почему именно ему? Попробую объяснить. Имя замечательного русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова знакомо нам давно. И многое нам уже известно о нем, но каждая встреча с поэтом всегда приносит что-то новое, ведь он был не просто и ... Читать далее...
- Размышление с элементами описания: Хорошо в гостях, дома лучшеХорошо в гостях! У меня очень много друзей, и мы часто встречаемся. Я заранее готовлюсь к этому, придумываю, чем бы порадовать хозяев: купить какой-нибудь предмет для дома и семьи, испечь печенье, пирог или торт. Или сделать своими руками нужную в квартире вещь, которая бы радовала глаз, излучала доброе настроение, а хозяева отдыхали бы душой, вспоминая ... Читать далее...
- Краткие изложения из прозы эпохи ТанПовесть о красавице Ли. В стародавние времена подрастал в семье знатного сановника сын, юноша необычайных дарований. Отец гордился им. Пришла пора отправляться на государственные экзамены в столицу. Юноша въехал в Чанъань через ворота квартала увеселений и тотчас заприметил возле одного из домов красавицу. Похоже, и та отметила молодца. От людей наш герой узнал, что девица ... Читать далее...
- Первая любовь. Произведение рассуждения с элементами повествованияФранцузский писатель Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Любовь — о ней не спорят. Она есть». С этим, пожалуй, согласны все. Да, есть. Но вечный вопрос, что такое любовь, не дает покоя людям. Как ее найти, распознать, не ошибиться? Мои знания о ней вычитаны из статей, книг. Психологи изучают феномен любви, ищут «формулу любви», пытаются создать тест, ... Читать далее...
- Своеобразие изложения произведений ГринаПрав был М. Слонимский, когда писал, что Грин «отлично владел русским языком», но что этот язык его нередко выглядит «нерусским… потому, что русские слова несут у этого фантаста и мечтателя функции, подчас новые для русской Литературы». Иногда мы можем даже проследить, как создается эта необычность образа: «…перед ним стоят трое, рассматривая новичка пристальным взглядом…». Обычная, ... Читать далее...
- Пролог поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»Вся поэма Некрасова » Кому на Руси жить хорошо » — это разгорающийся, постепенно набирающий силу мирской сход. Для Некрасова здесь важен сам процесс, важно, что крестьянство не только задумалось о смысле жизни, но и отправилось в трудный и долгий путь правдоискательства. В «Прологе» завязывается действие. Семеро крестьян спорят, «кому живется весело, вольготно на Руси». ... Читать далее...
- Изложения сказки Гофмана «Золотой горшок»Фантастика Гофмана преимущественно сказочная, она касается волшебных превращений, необыкновенных приключений и обстоятельств жизни отдельных, лиц, а также чудесных свойств самых обыкновенных предметов. «Гофману,- писал Генрих Гейне,- всюду виделись только призраки, они кивали ему из каждого китайского чайника, из каждого бюргерского парика. Он был чародей…» Сквозь все эти чудеса явственно просматриваются реальные противоречия современной Гофману действительности ... Читать далее...
- Изложения для начальных классов: Непростой языкОказывается, с растениями можно общаться. Ведь они очень разговорчивые! Для передачи информации растения используют свой аромат. «Переговариваются» запахами не только цветы, но и почки, листья, даже кора. Различными ароматами зовут они насекомых-опылителей. Но существуют запахи, которыми растения отгоняют своих врагов, притворяясь несъедобными. Исследуя ароматы растений, ученые делают удивительные открытия. Подумать только, в арсенале обычной гвоздики ... Читать далее...
- Анализ текста поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — Пролог«Пролог» — термин, обозначающий вступление к произведению, ту его часть, которая знакомит читателя или с общим замыслом художника, или с фактами, предшествующими событиям, описанным в произведении. «Пролог» к поэме «Кому на Руси жить хорошо» в основном соответствует традиционному представлению о введении к литературному произведению. Но он включает в себя не только экспозиционные элементы, но и ... Читать далее...
- Краткие изложения библейских сюжетовСамсон. Несмотря на чудеса, милость и помощь Божию, израильтяне продолжали отступать от Господа и делать неугодные Ему дела. За это они вновь попали в плен и сорок лет находились под властью филистимлян. Во время пленения Господь поставил над ними судью по имени Самсон. Это был человек необыкновенной силы, которая заключалась в его волосах. Еще до ... Читать далее...
- Советы по написанию изложения1.Сосредоточьтесь перед первым прослушиванием текста. Приготовьте черновик, проверьте, как пишет ручка. Можно записывать текст хорошо заточенным карандашом. 2.Настройтесь на то, что записывать текст необходимо с Большими пробелами. Не жалейте бумаги: в пропущенные пробелы вы при втором прослушивании текста вставите то, что не успели записать в первый раз. 3. Записывайте все, что успели, сокращайте слова. Если ... Читать далее...
- Изложения ОБЗ ФИПИ 5 новых с текстамиИзложение 1: Какой бы интересной ни была жизнь ребенка Изложение 2: Неуверенность в себе — проблема древняя Изложение 3: Слово мама — особое Изложение 4: У каждого из нас были любимые игрушки Изложение 5: Универсалного способа, как правильно выбрать жизненный путь, нет Тексты 1 Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не ... Читать далее...
- Пролог до поеми О. Пушкіна «Руслан і Людмила»Мета: допомогти учням глибше усвідомити зміст і художню довершеність пушкінської поезії через виразне читання; розвивати навички виразного, вдумливого читання віршів; пам’ять; уміння виражати емоції, акторські здібності; виховувати любов до художнього слова, естетичні смаки. Обладнання: ілюстрації до твору О. Пушкіна, портрет письменника; призи для переможців, квітка з висловлюванням Сократа на пелюстках. теорія літератури: оригінал, переклад, народна ... Читать далее...
- Образец сочинения на тему: Мое письмо маме с элементами описания путешествияЗдравствуЙ, моя дорогая, моя любимая мамочка! Прошла уже целая неделя с тех пор, как наш класс уехал на экскурсию по городам Страны! Даже не верится, как быстро летит время! Все ребята очень довольны, ведь мы уже столько городов посетили, побывали на стольких экскурсиях, но Светлана Викторовна — наш экскурсовод — говорит, что самое интересное еще ... Читать далее...
- Оберег: рассуждение с элементами цитированияНаши давние предки обожествляли природу и верили в существования добрых и злых сил в ней. Стараясь защититься от зла, люди создали для себя целую систему оберегов. Что это такое? Берегиня, обереги — это давние добрые символы. С их помощью народ сохранил свою родословную память, историю, культуру. За давними представлениями предков, мир состоял из трех частей: ... Читать далее...
- Цветик — семицветик. Отклик о прочитанной книге с элементами рассказаКниги делают нашу жизнь ярче и интереснее. А еще они учат нас любви, добру и смелости. Одна из моих любимых книг — «Цветик — семицветик» Валентина Катаева. В ней рассказывается о девочке Жене, которая однажды прожила очень необыкновенный день. Все началось с того, что Женя по просьбе мамы пошла в магазин за баранками. Девочка купила ... Читать далее...
- Пример изложения: Описание природыПРИБЛИЖЕНИЕ ГРОЗЫ. Гроза наступала с востока. Все чаще и чаще над потемневшими полями проносились раскаты грома. Отягощенные влагой тучи обняли всю степь, опустились низко-низко и двигались неторопливо, точно раздумывая, как бы им поудобнее лечь на сухую и еще горячую землю. Ветер утих, наступил покой, предвещавший близость дождя… И молодые, лапчатые подсолнухи, и стоявшая возле дороги ... Читать далее...
- Примеры текстов с элементами описания обстановкиВ КАЮТЕ ОТЦА. Володя уже не раз бывал на морских судах, но никогда еще не попадал на такой большой корабль. Он с интересом разглядывал красивую каюту, где все сверкало, все казалось гладким, чистым, носившим отпечаток того особого скромного, расчетливого уюта, который свойствен всем помещениям на большом современном корабле. Койка была просторная, у изголовья ее ограждал ... Читать далее...
С элементами изложения романа «Пролог»