С планом по рассказку Солженицына «Матренин двор»
План:
1) Александр Солженицын: «Жить не по лжи!». 2) Реалистическое изображение жизни советских людей в посттоталитарном обществе а) Россия в послевоенное время. б) Жизнь и смерть в стране после тоталитарного режима. в) Судьба русской женщины в советском государстве. 3) Матрена — последняя из праведников.
Александр Исаевич Солженицын был одним из немногих русских писателей, которые писали очень реалистические произведения, не страшась расправы власти за такой смелый шаг. На страницах произведений Солженицына изображается общество
Солженицын являлся очевидцем таких событий и стремился открыть всю правду потомкам, поэтому придерживался девиза «жить не по лжи!».
Самым темным временем в истории существования СССР Солженицын считал эпоху тоталитарного общества. Страна была разграбленной, разрушенной. Тоталитарный режим, когда из-под каждого куста стоило ожидать опасность, уже прошла, но люди долго восстанавливались после такого эмоционального шока, поэтому стали озлобленными,
Но были и другие — настоящие праведники.
Россия в послевоенное время была страшной страной: в глубинке люди жили в нечеловеческих условиях, а в Москву и Петербург нелегко пробраться. Рассказчик в произведении «Матренин двор» после фронта потерял еще 10 лет жизни на то, чтобы отсидеть в лагере — такая участь ждала многих советских солдат, которые были заподозрены в измене или выбирались живыми из плена во время войны. Повествователь оказывается в российской глубинке, в местности, где добывают торф.
На краю света он находит единственного человека, который отличается по характеру и образ жизни от всех — это старушка Матрена, у которой он был квартирантом.
В рассказе Солженицын сравнивает изобразить, с какими сложностями сталкивались люди, которые жили по совести. К категории таких людей можно отнести и Матрену. Она не была счастливой ни в молодости, ни сейчас: не дождавшись с войны мужа, ей пришлось выйти замуж за его брата.
С тех пор все в жизни этой бедной женщины пошло наперекор: дети умирали один за другим, и в деревне все стали показывать на нее пальцем. Однако Матрена находила в себе силы продолжать жить дальше и бороться со всеми невзгодами. Несчастную судьбу вместе с ней по всей России разделяли миллионы женщин, но Матрена одна из немногих не падала духом, за что ею можно восхищаться.
Матрена была последней из праведников деревни Тальново. Не думала о себе — она жила ради других. Пословица «русская женщина коня на скаку остановит» становится чрезвычайно правдивой, поскольку Матрена действительно была способна не только на это, но и на другую тяжелую работу. Что же будет с Россией, когда таких женщин, как Матрена, совсем не станет? Солженицын заставляет читателя задуматься над этим в конце рассказа, когда происходит трагическое событие.
Матрена умирает нелепой роковой смертью — вряд ли ее когда-нибудь одолела старость. От нее осталась только правая рука, которой она непременно будет молиться на том свете за всех хороших и плохих, добрых и злых, благодарных и неблагодарных людей со своей деревни и всей земли русской.
Главная героиня рассказа Александра Солженицына «Матренин двор» была уникальным типом человеческой натуры. Она мало заботилась о себе и всецело отдавалась людям. Ее устаревшие поступки и привычки раздражали окружающих ее людей, и один лишь учитель, выступающий в роли рассказчика, понимал и любил эту женщину. Он был у Матрены квартирантом и наблюдал за ее жизнью.
Он никогда на нее не злился и даже прощал ее за кусочек торфа или тараканью ножку, которая случайно оказывалась в его похлебке. У него «не хватало духу упрекнуть Матрену».
С добротой и лаской к Матрене относилась приемная дочка Кира, которая была рождена женщиной по имени Матрена от Фаддея — человека, который должен был стать мужем главной героини, если бы не война. Ради Киры и делалось все это наследство, на котором, в первую очередь настоял ее отец — не хотел он упускать возможности заполучить немногочисленное наследство старушки — козу да избу.
Никто Матрену не любил и не уважал: Фаддей, узнав о том, что Матрена не дождалась его и вышла за брата Ефима, чуть не заколол ее топором. Но стоило ли винить Матрену, когда Фаддея считали погибшим и сами родственники настояли на матренином браке с Фаддеем? Свой план мести Фаддею невольно удается совершить спустя несколько десятилетий, когда Матрена помогает ему с сыновьями перетаскивать свое наследство через железную дорогу.
Никто из малочисленных наследников Матрены не пожелал дожидаться ее смерти — имущество было распределено при ее жизни. Родственники не любили чудаковатую старушку, которая практически не следила за собой и выполняла тяжелую работу во благо другим. Не женственной она была, простой!
Муж Ефим не смог сделать Матрену счастливой. Он упрекал ее в том, что одевается она по-простому, не по моде, что не любит и не умеет за собой ухаживать. А разве нужно заниматься лишь собой, когда вся деревня и держится на одной Матрене?
Об это никто не думал в момент скорби, и потому среди искренних причитаний другой Матрены, жены Фаддея, было слышно: «А насчет избы еще поговорим!».
Одна-одинешенька была Матрена в Тальново да и на всей земли русской: грязно-белая коза, колченогая кошка и рассказчик — единственные существа, которые, если не любили, то хотя бы не осуждали эту старую, но сильную женщину. А если подумать, то, действительно, именно на таких, как она, и держится наша земля.
В рассказе «Матренин двор» Александр Солженицын изображает целую галерею образов русских людей, живущих в провинции. Некоторые из них уже прожили половину жизни на фронте и в лагерях, а некоторые только начинали жить и, глядя на своих сломленных горем соседей, перенимали худшие черты их характера. Вопросы просвещения в отдаленных уголках России никого не интересовали: каждый жил своей размеренной жизнью, считая ее правильной, и без зазрения совести осуждал людей, которые отличались от других.
Такой были и Матрена — старушка из поселка Тальново, которая трагически погибает после своей благодетельной жизни по вине всех окружающих ее людей.
Почему же поселок, который с Матреной делили десятки других жителей, называли двором, «Матрениным двором»? Старушка была центральным персонажем — все следили за ее жизнью, все осуждали за старушечьи повадки, но никто не задумывался, что на таких, как она, и держится весь «двор», вся Россия, весь мир. Неизвестно, какие изменения произойдут после ухода Матрены, но ответ на этот вопрос можно найти в первоначальном названии рассказа. «Не стоило село без праведника» — именно такое название Солженицын хотел дать своему произведению, но его последний выбор помогает сосредоточиться читателю на «дворе», который мало чем отличался от самой отдаленной местности земли, на краю света.
После ухода Матрены не стало и ее имущества — избу разобрали, козу увели. Никто не вспоминал, как бескорыстно Матрена помогала всем в хозяйственных делах, говорили о ней без любви — неопрятная она была, не модная. Не осталось ничего после смерти: угас последний светоч, исчезло добро, позабыто все хорошее.
Стерт с лица земли Матренин двор — двор простоты, праведничества, бескорыстия.
С планом по рассказку Солженицына «Матренин двор»