Сальвадор Дали — король сюрреализма
Сальвадор Дали — «король сюрреализма» стал известен в нашей стране относительно недавно. В сентябре закончилась ретроспективная выставка его работ на Крымском валу «Дали без границ». Эта выставка собрала огромное количество почитателей таланта художника и просто любопытных.
Сон и явь, бред и действительность перемешаны и неразличимы, так что не понять, где они сами по себе слились, а где были увязаны между собой умелой рукой художника. Фантастические сюжеты, чудовищные галлюцинации, гротеск в сочетании с виртуозной живописной
Дали очень целостен во всех своих проявлениях. Читая его «Дневник одного гения», понимаешь, что это не просто дневник, а дневник сюрреалиста.
Читая о Дали, о его шокирующих публику выходках, понимаешь, что и вся его жизнь была жизнью сюрреалиста. Если верить его «Дневнику», он даже хотел превратить кусок реального мира в своей каталонской
Сюрреализм стремился по-новому поставить и решить коренные вопросы бытия и экзистенции человека, на меньшее он не соглашался». Поэтому, чтобы понять и осмыслить творчество и личность Сальвадора Дали, необходимо, хотя бы в общих чертах, познакомиться с тем, что скрывается под названием сюрреализм. Сюрреализм — модернистское направление в искусстве ХХ века.
, провозгласившее источником искусства сферу подсознания, а его методом разрыв логических связей, замененных субъективными ассоциациями. Главными чертами сюрреализма являются пугающая противоестественность сочетания предметов и явлений, которым придается видимая достоверность.
Сюрреализм возник в Париже в 20-х годах. В это время вокруг писателя и теоретика искусства Андре Бретона группируется ряд единомышленников — это художники Жан Арп, Макс Эрнст, литераторы и поэты — Луи Арагон, Поль Элюар, Филипп Супо и др. Они не просто создавали новый стиль в искусстве и литературе, они, в первую очередь, стремились переделать мир и изменить жизнь.
Они были уверены в том, что бессознательное и внеразумное начало олицетворяет собой ту высшую истину, которая должна быть утверждена на земле.
Свои собрания эти люди называли термином sommeils — что означает «сны наяву». Во время своих «снов наяву» сюрреалисты занимались странными вещами — они играли. Их интересовали случайные и бессознательные смысловые сочетания, которые возникают в ходе игр типа «буриме»: они по очереди составляли фразу, ничего не зная о частях, написанных другими участниками игры. Так однажды родилась фраза » изысканный труп будет пить молодое вино».
Целью этих игр была тренировка отключения сознания и логических связей.
Таким образом из бездны вызывались глубинные подсознательные хаотические силы. Что до Дали, так он в это время, восемнадцати лет отроду, поступил в Высшую школу изящных искусств в Мадриде; сдружился с поэтом Федерико Гарсией Лоркой; с огромным интересом штудировал труды Зигмунда Фрейда. Тем временем в Париже Сюрреалистическая группа А. Бретона объединилась с группой художника Андре Массона, который стремился создавать картины и рисунки, освобожденные от контроля сознания.
А. Массон разрабатывал оригинальные приемы психотехники, призванные отключить «рацио» и черпать образы из сферы подсознательного. В результате этого слияния в 1924 г.
Появился «Первый манифест сюрреализма», написанный Андре Бретоном и переведенный на все европейские языки, был также основан журнал «Сюрреалистическая революция» . С этого времени сюрреализм стал действительно интернациональным движением, проявившимся в живописи, скульптуре, литературе, театре, киноискусстве. Десятилетие с 1925 г. по 1936 г. ознаменовалось триумфальным шествием сюрреализма по мировым столицам. К этому времени С.
Дали примкнул к сюрреалистам и принимал участие в их выставках. В формировании творческого пути и личности Дали важное место занимает предшествовавшее сюрреализму течение — дадаизм. Дадаизм или искусство дада — это дерзкое, эпатирующее «антитворчество», возникшее в обстановке ужаса и разочарования художников перед лицом катастрофы — мировой войны, европейских революций. Это течение в 1916-1918 гг. смущало покой Швейцарии, а затем прокатилось по Австрии, Франции и Германии.
Дадаизм в принципе отвергал всякую позитивную эстетическую программу и предлагал «антиэстетику».
Для дадаистов все «разумное, доброе, вечное» потерпело крах, мир оказался безумным, подлым, эфемерным. Программа дадаистов заключалась в разрушении любого стиля, любой эстетики посредством «безумия». Главным видом деятельности дадаистов стало абсурдизированное зрелище, воинствующая «антихудожественность», которая, в частности, выразилась в использовании предметов фабричного производства в художественных композициях. Например, выставка живописи и графики дадаистов в Париже в 1921 г.
Происходила в темноте, зрители при входе осыпались ругательствами, устроители выставки мяукали, играли в догонялки, изредка зажигали спички и т. п. Бунт дадаистов был недолгим и к середине 20-х годов исчерпал себя. Однако богемный анархизм дадаистов сильно повлиял на Дали и он стал верным продолжателем их скандальных выходок. Дадаисты первыми положились на Случай как на главный рабочий инструмент.
Художники стали бросать на холст краски, предоставляя красочному веществу и силе броска самим образовывать иррациональные конфигурации. Сам творец рассматривался при этом как орудие, марионетка каких-то мировых сил. Сюрреалистическое отношение к бессознательному, к стихии хаоса прямо вырастает из дадаистского «посева».
Однако направленность творческой активности у сюрреалистов была иной: не просто разрушительной, а созидательной, но через разрушение. Итак, по мнению Макса Эрнста — одним из первых революционных актов сюрреализма было то, что он настаивал на чисто пассивной роли так называемого автора в механизме поэтического вдохновения и разоблачал всяческий контроль со стороны разума, морали и эстетических соображений.
Чтобы освободиться от «контроля разума» сюрреалисты применяли два вида приемов. Это были чисто механические методы «охоты за случайностью» . Ведущие мастера не могли удовлетвориться такими примитивными методами. Они добивались и внутренней, личностной иррациональности, отключения разума на уровне психической жизни.
Для этого практиковались своеобразные формы зрительного самогипноза. «Завораживающая» сила, как известно, проявляется при длительном наблюдении языков пламени, движения облаков и т. п. Переход от «механических» приемов к «психическим» постепенно захватил всех ведущих мастеров сюрреализма.
Андре Массон сформулировал три условия бессознательного творчества: 1 — освободить сознание от рациональных связей и достичь состояния, близкого к трансу; 2 — полностью подчиниться неконтролируемым и внеразумным внутренним импульсам; 3 — работать по возможности быстро, не задерживаясь для осмысления сделанного. Под этими рекомендациями мог бы подписаться и Сальвадор Дали.
Сам Дали возлагал большие надежды на освобождающую силу сна, поэтому принимался за холст сразу же после утреннего пробуждения, когда мозг еще полностью не освободился от образов бессознательного. Иногда он вставал среди ночи, чтобы работать. По сути дела, метод Дали соответствует одному из фрейдовских приемов психоанализа: записывание сновидений как можно скорее после пробуждения. Для понимания философии сюрреализма и феномена Дали, в особенности, необходимо остановиться на философии бессознательного, т. е.
На идеях Зигмунда Фрейда в отношении искусства.
Сальвадор Дали — король сюрреализма