Самообман Родиона Раскольникова по роману Преступление и наказание

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — это глубоко психологичное произведение, которое заставляет читателя задуматься. Я думаю, что каждый, читая эту книгу, находит в ней что-то личное, что-то, цепляющее его за душу, потому что проблемы, о которых идет речь в этом романе — общечеловеческие. Для меня таким моментом стала теория Родиона Раскольникова, его довольно странное мировоззрение, которое натолкнуло этого героя на убийство ни в чем не повинной старушки.

Как зародились в нем все эти страшные мысли? И к чему привел

этот чудовищный самообман? На эти вопросы я попытаюсь ответить.

С чего же все началось? Достоевский знакомит нас со своим героем как раз в момент зарождения идеи убийства. Мы узнаем, что Раскольников находится в крайней бедности, из-за этого был вынужден оставить занятия в университете, кругом должен хозяйке за свою каморку и уже два месяца как безвылазно сидит один дома или же таскается по городу без какой-либо определенной цели. Когда я читала роман, я никак не могла понять поведение Раскольникова — почему бы ему было не найти работу, не вернуть долг хозяйке, не вернуться в университет?

Почему вместо этого

он думал об убийстве старухи-процентщицы, если все его проблемы можно было решить иначе? Однако, читая дальше, знакомясь с другими героями романа и их судьбами, я начинала понимать, почему Раскольников упорно продолжал уверять самого себя в том, что иного выхода, кроме убийства, из сложившейся ситуации нет.

Раскольников был неглупый человек и прекрасно замечал, что творилось вокруг него. Грабежи, убийства, обман, лицемерие, разврат, нищета, пьянство — настоящий хаос царил в Петербурге. Неудивительно, что эта обстановка, эта несправедливость жизни заставила героя усомниться в общепринятом ее устройстве. И Раскольников, не сумев адаптироваться к суровой реальности Петербурга, не выдержав всей той грязи, которая его окружала, пытался найти ей разумное объяснение. И выдумал теорию, по которой все люди на земле делились на две категории: «твари дрожащие», то есть люди обыкновенные, обязанные подчиняться законам, и «необыкновенные» — то есть те, которые в силу своих особенностей имеют право творить все, что им вздумается.

По этой теории та преступная жизнь, которой жил весь город, становилась возможной и даже правильной. Конечно, в глубине души Раскольников понимал, что на самом деле все совсем не так, но осознание этого пришло к нему уже после убийства. Таким образом, выходит, что герой обманывал сам себя этой уродливой теорией, поначалу казавшейся ему единственно верным воззрением на мир и людей.

В качестве примера из категории людей необыкновенных Раскольников приводил Наполеона Бонапарта, известного как гениальный, но жестокий полководец и император. Родион считал, что Наполеон достиг такого величия потому, что мог переступить черту, разделявшую «тварей дрожащих» и тех, кто «право имеет»; мог не погнушаться даже убийством ради достижения своих целей. Однако Раскольников не учел, что Наполеон делал это не для того, чтобы доказать свою «необыкновенность», его интересовали судьбы Франции и французского народа, власть, слава. Как бы то ни было, он убивал не ради убийства, как сделал это Родион.

Да и вообще, неизвестно, как сам Наполеон относился к убийствам ни в чем не повинных людей. Истории известно множество примеров того, как величайшие люди истории, губившие чужие жизни из государственной или иной необходимости, раскаивались об этом и мучились совестью до самой своей смерти. Поэтому этот довод, приведенный Раскольниковым в пользу своей теории, можно считать ошибочным.

К концу романа Родион Раскольников осознал свою ошибку и понял, что долгое время просто обманывал сам себя. По всей видимости, он надеялся, что, переступив ту самую черту, он будет жить иначе: гораздо лучше, правильнее и проще, чем жил прежде. Однако все вышло совсем наоборот: чем дальше Раскольников заходил в своем обмане, тем больше сам запутывался, не понимая, что же пошло не так.

Не случайно Достоевский сталкивает своего героя со Свидригайловым. Этот образ представляет человека, уже переступившего нравственную черту. С мастерством настоящего психолога автор рассказывает о жизни этого несчастливого человека.

Свидригайлов полностью находился по ту сторону закона, он не останавливался ни перед чем в достижении желаемого. Но жизнь его от этого стала настолько пустой и бессмысленной, что просто-напросто потеряла свою ценность. Возможно, как раз печальная судьба Свидригайлова помогла Родиону Раскольникову увидеть, что его ожидает, и вернуться на верный путь.

Достоевский утверждал, что спасение от нравственной гибели человек должен искать в религии. И я считаю, что великий писатель был прав. Ведь дело тут не столько в религиозности и соблюдении обрядов, сколько в самой сути веры.

А суть заключается в том, что, веруя в Бога, человек тем самым признает свое несовершенство; признает, что существует некий идеал, выше которого никто не имеет права себя ставить, но к которому каждый должен стремиться всю жизнь. Такое мировоззрение смиряет в человеке гордыню и позволяет ему развиваться, постоянно совершенствуя себя. Именно поэтому Раскольников нашел свое спасение в Соне Мармеладовой, страстно верующей, кроткой девушке, которая жила именно по вышеизложенным принципам.

Итак, посредством анализа произведения мы убедились, что теория Раскольникова была просто-напросто самообманом. Но светлая сторона личности героя одержала победу над темной, и ему удалось выбраться из той вязкой трясины, в которую он когда-то сам себя занес.




Самообман Родиона Раскольникова по роману Преступление и наказание