Самоосознание человека и его личность

Первым из механизмов самосознания является способность осознавать психические явления. Уже на первом году жизни ребенок способен осознать тот факт, что мир живет независимо от него, однако воспринимается он с помощью образов. Таким образом, человек способен осознавать то, что он отделен от мира и других людей, он может выделить свое собственно «Я».

Но несмотря на выделение из окружающей среды, человек все-таки взаимодействует с ней и окружающими людьми. Основной механизм, с помощью которого формируется самосознание личности, подразумевает

такие феномены как субъективное уподобление и дифференциация. Также выделяют следующие механизмы самосознания:

Принятие на себя точки зрения другого человека. Формируя самосознание, ребенок принимает и присваивает себе значимые для него точки зрения окружающих людей.

Способами усвоения ребенком норм, стандартов и способов поведения являются прямое и косвенное внушение со стороны родителей. Родителями внушаются как прямо, так и косвенно моральные и волевые качества, способности, интересы, дисциплина.

Родители транслируют ребенку конкретные стандарты и оценка, в связи с чем у ребенка формируются

соответствующие уровни ожиданий и притязаний. Если внушаемые родителями стандарты соответствуют возможностям и способностям ребенка, то достигнув их, он повысит самооценку, сформирует позитивную «Я-концепцию».

Система, посредством которой родители осуществляют контроль над ребенком. Она может предусматривать предоставление ребенку автономии, либо жесткий контроль.

Система, состоящая из комплиментарных отношений, то есть отношений, которые складываются между ребенком и его родителями.

Ребенок вовлекается в реальные семейные взаимоотношения, то есть возникает так называемая семейная идентичность.

Механизм идентификации заключается в уподоблении человека другому лицу в форме действий и переживаний.

Потребности личности.

Всем известно, что движущей силой деятельности и поведения человека являются потребности. Однако сама категория потребности трактуется учеными по-разному.

Потребность, определяемая как нужда, это такое состояние человека, которое создается испытываемой им необходимостью в предметах, условиях и объектах, без которых он не может существовать и развиваться. Однако ближе к понятию потребности будет именно то, как отражается нужда в сознании человека, так как потребностное состояние у него может возникнуть и при избытке чего-то.

Потребность также понимается как состояние организма, которое выражает зависимость от определенных условий существования. Однако такое понимание потребности объясняет только отношения, возникающие между внешней средой и организмом человека, и ничего не говорит о сущности потребностей.

Потребность также может рассматриваться как отношение. Эта точка зрения подразумевает отношения между человеком и окружающим миром. Но такой подход является скорее философским, чем психологическим, так как само психологическое содержание потребности пропадает.

Также потребность можно характеризовать как отсутствие блага. Такой подход скорее можно назвать социально-экономическим, при нем предметом потребности считается отсутствующее благо.

Другой подход определяет потребность как отклонение от некоторого уровня адаптации, внутренней или внешней реальности, либо от ожиданий, которые сложились в отношении этой реальности. Если человек привык к какому бы то ни было предмету, объекту или условию, то отклонение от него вызывает у человека потребность восстановить привычное и ожидаемое состояние.

Также существует точка зрения, определяющая потребность как состояние. И на самом деле, если человек испытывает нужду в чем-либо, то это приводит к изменениям в его состоянии. Однако это состояние нельзя назвать единственным выражением потребности, оно лишь свидетельствует о том, что потребность в данный момент не может быть удовлетворена из-за определенных трудностей.

Кроме того, потребность также определяется как динамическое состояние, которое зарождается у человека в момент осуществления определенного намерения или действия. В соответствии с этой точкой зрения потребность является напряженной системой, обеспечивающей активность человека и возникающей в определенной ситуации, которая стремится к удовлетворению.

Учитывая все перечисленные концепции, можно определить потребность человека как переживаемое им состояние внутреннего напряжения, которое возникает благодаря тому, что в его сознании отражаются нужды и побуждают психическую активность, объединенную с целеполаганием.




Самоосознание человека и его личность