Самоосознание человека и его личность
Первым из механизмов самосознания является способность осознавать психические явления. Уже на первом году жизни ребенок способен осознать тот факт, что мир живет независимо от него, однако воспринимается он с помощью образов. Таким образом, человек способен осознавать то, что он отделен от мира и других людей, он может выделить свое собственно «Я».
Но несмотря на выделение из окружающей среды, человек все-таки взаимодействует с ней и окружающими людьми. Основной механизм, с помощью которого формируется самосознание личности, подразумевает
Принятие на себя точки зрения другого человека. Формируя самосознание, ребенок принимает и присваивает себе значимые для него точки зрения окружающих людей.
Способами усвоения ребенком норм, стандартов и способов поведения являются прямое и косвенное внушение со стороны родителей. Родителями внушаются как прямо, так и косвенно моральные и волевые качества, способности, интересы, дисциплина.
Родители транслируют ребенку конкретные стандарты и оценка, в связи с чем у ребенка формируются
Система, посредством которой родители осуществляют контроль над ребенком. Она может предусматривать предоставление ребенку автономии, либо жесткий контроль.
Система, состоящая из комплиментарных отношений, то есть отношений, которые складываются между ребенком и его родителями.
Ребенок вовлекается в реальные семейные взаимоотношения, то есть возникает так называемая семейная идентичность.
Механизм идентификации заключается в уподоблении человека другому лицу в форме действий и переживаний.
Потребности личности.
Всем известно, что движущей силой деятельности и поведения человека являются потребности. Однако сама категория потребности трактуется учеными по-разному.
Потребность, определяемая как нужда, это такое состояние человека, которое создается испытываемой им необходимостью в предметах, условиях и объектах, без которых он не может существовать и развиваться. Однако ближе к понятию потребности будет именно то, как отражается нужда в сознании человека, так как потребностное состояние у него может возникнуть и при избытке чего-то.
Потребность также понимается как состояние организма, которое выражает зависимость от определенных условий существования. Однако такое понимание потребности объясняет только отношения, возникающие между внешней средой и организмом человека, и ничего не говорит о сущности потребностей.
Потребность также может рассматриваться как отношение. Эта точка зрения подразумевает отношения между человеком и окружающим миром. Но такой подход является скорее философским, чем психологическим, так как само психологическое содержание потребности пропадает.
Также потребность можно характеризовать как отсутствие блага. Такой подход скорее можно назвать социально-экономическим, при нем предметом потребности считается отсутствующее благо.
Другой подход определяет потребность как отклонение от некоторого уровня адаптации, внутренней или внешней реальности, либо от ожиданий, которые сложились в отношении этой реальности. Если человек привык к какому бы то ни было предмету, объекту или условию, то отклонение от него вызывает у человека потребность восстановить привычное и ожидаемое состояние.
Также существует точка зрения, определяющая потребность как состояние. И на самом деле, если человек испытывает нужду в чем-либо, то это приводит к изменениям в его состоянии. Однако это состояние нельзя назвать единственным выражением потребности, оно лишь свидетельствует о том, что потребность в данный момент не может быть удовлетворена из-за определенных трудностей.
Кроме того, потребность также определяется как динамическое состояние, которое зарождается у человека в момент осуществления определенного намерения или действия. В соответствии с этой точкой зрения потребность является напряженной системой, обеспечивающей активность человека и возникающей в определенной ситуации, которая стремится к удовлетворению.
Учитывая все перечисленные концепции, можно определить потребность человека как переживаемое им состояние внутреннего напряжения, которое возникает благодаря тому, что в его сознании отражаются нужды и побуждают психическую активность, объединенную с целеполаганием.
Самоосознание человека и его личность