Ранние рассказы А. П. Чехова отличаются ярким юмором, остроумием и легкостью сказа. Молодой писатель дарит читателю блестящий водевильный юмор. Вместе с тем, тогда же, в середине 80-х годов, в его произведениях появляется беспощадная сатира. «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Справка», «Хамелеон», «Унтер Пришибеев» по-новому продолжают и развивают лучшие традиции Гоголя и Салтикова-Щедрина.
Смерть маленького чиновника от страха, что в театре он неумышленно чихнул на лысину генерала, является сатирическим преувеличением, которое подчеркивает всю печальную и позорную правду жизни. Вершиной чеховской сатиры 80-х годов есть «Унтер Пришибеев» и «Хамелеон». «Унтер Пришибеев» имел подзаголовок «Бытовая сценка». Но в этой бытовой сценке воплощен монументальный сатирический образ, который стал рядом с наилучшими образами сатирической литературы.
Пришибеевщина стала символом наглого и тупого хамства, грубого вмешательства не в свои дела, стремление подавить все живое.
Образ Хамелеона также был характерным для эпохи, как явления ренегатства, приспособленчества к действительности. Обычный полицейский надзиратель Очумелов становится типичным представителем в свое время и своего класса.
Так Чехов возрождал традиции русской сатиры. Образы из многих чеховских рассказов вошли в наш быт, имена персонажей стали общими. В этом и есть сила сатирической типизации, которой владел А. П. Чехов уже в ранних своих произведениях.
Дайджест:
- На тему: Юмористические рассказы ЧеховаРанние рассказы Чехова носят юмористический характер. Это не внешний развлекательный комизм, характерный для балагана, но и не гоголевский «смех сквозь слезы» или «свирепый» юмор, точнее, — сатира Салтыкова-Щедрина. Чехов запечатлевал бытовые, незначительные, казалось бы, эпизоды, которые складывались в общую картину жизни. Многие юмористические рассказы написаны в форме сценки, комизм которой вытекает из диалога персонажей. В ... Читать далее...
- Тема «маленького человека» в ранних рассказах А. П. ЧеховаВ своих ранних рассказах Чехов продолжает тему «маленького человека», традиционную для русской классической литературы начала и середины XIX века. Однако эта тема раскрывается у Чехова новаторски по двум очевидным причинам: во-первых, писатель обладал талантом, то есть собственным оригинальным взглядом на мир; во-вторых, изменились российские общественные условия, которые нашли отражение в творчестве Чехова. Первой художественной особенностью ... Читать далее...
- Проза ЧеховаТворчество Чехова завершает классический период русской литературы и в то же время открывает новые пути развития, подхваченные уже литературой XX века. Вот почему относительно творчества Чехова так остро стоит вопрос о традициях и новаторстве, что карается как прозы, так и драматургии писателя. Начав работать почти одновременно в прозе и драматургии, Чехов впервые предстает перед русским ... Читать далее...
- Сатира и юмор в рассказе Чехова «Хамелеон»Антон Павлович Чехов пришел в русскую литературу в 80‑е гг. XIX в. В своих рассказах автор изучает проблемы современности, исследует жизненные явления, обнажает причины социального неустройства. Он показывает, что в обществе господствуют бездуховность, пессимизм, измена идеалам добра. В своих произведениях Чехов беспощадно обличает пошлость, активно защищает здоровые и деятельные начала жизни. Основная тема рассказа «Хамелеон» ... Читать далее...
- Сатира в творчестве А. П. ЧеховаВыдающийся русский писатель и драматург А. П. Чехов — автор многих сатирических и юмористических рассказов, о которых можно сказать «такие смешные печальные истории». В них он высмеивал такие человеческие недостатки, как лицемерие, рабское поклонение, заискивание к начальству, грубость, необразованность, наглость, отсутствие чувства собственного достоинства. Так, полицейский надзиратель Очумелов, главный герой рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» ... Читать далее...
- Герои рассказов «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Ионыч» и «Унтер Пришибеев»В рассказе «Смерть чиновника» можно заметить явное несоответствие между сюжетом, который ведет к печальному концу, и тем, как этот сюжет рассказывается. Несерьезен тон повествования. Забавны имена персонажей. Смешна настойчивость, с которой Червяков пристает с извинениями к генералу. Он как будто напрашивается на грубость, которую сам же и не может пережить. Повод и последствия до смешного ... Читать далее...
- Сатира на общество в рассказе Чехова «Хамелеон»А. П. Чехов — великий русский писатель-реалист, мастер короткого рассказа, обличавший мир пошлости и мещанства. Он поднял на недосягаемую высоту жанр рассказа, новеллы и сказал свое значимое слово в драматургии. Когда читаешь рассказ Чехова «Хамелеон», становится и смешно и грустно. Автор высмеивает в нем все дурное, мешающее людям жить справедливо и честно: лицемерие, грубость, трусость, ... Читать далее...
- Парадигма творчества Антона ЧеховаИдейно художественный мир русского и мирового классика Антона Павловича Чехова. Глубинный и необъятный за своей масштабностью, за мастерским трансформированием традиционной народной, в основе своей будничной тематики в новаторское самобытное осмысление с объединением необъединенного. С оригинальными модификациями поднятых на новейший, недосягаемый уровень прозаических жанров новеллы и повести и новой, собственное интеллектуальной дискуссионной драмы — драмы идей, ... Читать далее...
- Романтизм ранних рассказов ГорькогоК романтическим рассказам Горького относятся «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Девушка и смерть», «Песня о Соколе» и другие. В них герои — люди исключительные. Они не боятся говорить правду, живут честно. Цыгане в романтических рассказах писателя полны мудрости и достоинства. Эти неграмотные люди рассказывают герою-интеллигенту глубокие символические притчи о смысле жизни. Герои Лойко Зобар и Рада ... Читать далее...
- Смешное и страшное в рассказе Антона Чехова «Хамелеон»Русский писатель, в творческом заделе которого есть рассказы, повести, водевили, драмы. Чехов считается непревзойденным мастером «малого жанра». В период увлечения читателей большими романами он пишет краткие, яркие, колоритные произведения на бытовые темы. Источником сюжетов были анекдотические случаи, странные ситуации и серая будничность. В то же время Чехов создает абсолютно новый тип прозы и драмы — ... Читать далее...
- Новаторство Антона Павловича Чехова-драматургаСочинение по пьесе «Чайка». Известный русский писатель и драматург Антон Павлович Чехов обращался в своих произведениях к разным волнительным темам тогдашней жизни. Да классика есть классика, она волнует чувства человека и заставляет размышлять над важными вопросами жизни и сегодня, и почти столетие тому назад. Так, много жизненных проблем поднимает пьеса «Чайка», что с первого раза ... Читать далее...
- Влияние мещанской среды на человека — одна из главных тем рассказов А. П. Чехова1. Эволюция изображения темы. 2. Лейтмотив творчества Чехова и его отражение в художественной системе писателя. 3. Тема мещанства и ее влияние на человека. 4. Боязнь перемен — основа современного зла. Цель моя — убить сразу двух зайцев: правдиво нарисовать жизнь и, кстати, показать, насколько эта жизнь уклоняется от нормы. Норма мне неизвестна, как неизвестна никому ... Читать далее...
- Проблема личности в рассказах Антона ЧеховаГлавная тема произведений выдающегося русского писателя и драматурга А. П. Чехова — это жизнь обычных людей, его современников, которое автор изображает с сочувствием к ним и с негодованием против условий, за которые они вынуждены жить. Жизнь в обществе, устройство которого почти неизбежно принуждает их деградировать, и ничто для его героев не становится избавлением: ни работа, ... Читать далее...
- Творчість Антона Павловича Чехова «Душка»Дивно переплітаються в творчості Антона Павловича Чехова сатира і глибока людяність. Що може бути смішніше Душечки — душевно ледачою, начисто позбавленою самостійності думки і почуття? Письменник розповідає про її життя незворушно спокійним тоном, але це ще більше підсилює сатиричну гостроту розповіді. Найтоншими засобами розкриває він образ людини, майже механічно, як відлуння, повторює чужу думку. Ми ... Читать далее...
- Почему многие ранние произведения Чехова о чиновниках?Как известно, «маленький человек», встречающийся в литературе классиков обычно незначителен по своей должности и положению, и как правило, этот человек — простой чиновник или мелкий служащий. Он боится всего на свете, а более всего-важных господ; он страшиться изменить свой соц. статус, т. к. ему сложно будет привыкнуть к своему новому положению. К таким произведениям относятся ... Читать далее...
- Герои ранних рассказов М. ГорькогоМаксим Горький вошел в русскую литературу в 90-х годах XIX века, сразу же вызвав большой интерес у читателей. Современники с изумлением писали, что народ России, не знавший Лермонтова, Достоевского, мало знавший Пушкина и Гоголя, больше других, но только кусочками знавший Толстого, знает Максима Горького. Правда, в этой сентенции был и некоторый налет сенсационности. Людей из ... Читать далее...
- Художественный стиль рассказов ЧеховаВ своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев. Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное, писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом. Например, в рассказе ... Читать далее...
- «Сверхштатный блюститель» или «Унтер Пришибеев» ЧеховаМишенью молодого Чехова, юмориста и сатирика, было нравственное уродство, проникшее во все слои общества. В каких только формах не встречается в его рассказах эта потеря человеческого в человеке. Чинопочитание и подхалимство, самоунижение и попирание чужого достоинства, корыстолюбие, взяточничество и т. д. Всего не перечесть. Для того чтобы представить, как Чехову удавалось на двух страницах журнала ... Читать далее...
- «Добровольное холопство» героев рассказов ЧеховаПо мнению писателя, для того, чтобы стать «настоящим» человеком, необходимо преодолеть многие нравственные преграды, ложные представления: ощущение себя рабом — добровольное холопство. Оно высмеивается и в «Толстом и тонком» , и в «Смерти чиновника» , где экзекутор Червяков, нечаянно чихнувший в театре на лысину генерала, после многочисленных извинений в конце концов умирает от расстройства. В ... Читать далее...
- Позакласне читання. твір Антона Павловича Чехова «Вишневий сад»Мета: допомогти учням з’ясувати зміст, ідейно-художні особливості самостійно прочитаного твору; усвідомити особливості чеховських п’єс; розвивати навички самостійного читання, аналізу драматичних творів, висловлювання власних вражень і думок, їх обгрунтування, проведення паралелей із сучасністю; виховувати любов до книги, повагу до рідної домівки, Батьківщини, до свого коріння. Обладнання: портрет письменника, ілюстрації до твору. тип уроку: бесіда з позакласного ... Читать далее...
- Внеклассное чтение. Произведение Антона Павловича Чехова «Вишневый сад»Цель: помочь ученикам выяснить содержание, идейно-художественные особенности самостоятельно прочитанного произведения; осознать особенности чеховских пьес; развивать навыки самостоятельного чтения, анализа драматических произведений, высказывание собственных впечатлений и мыслей, их обоснование, проведение параллелей с современностью; воспитывать любовь к книге, уважение к отчему дому, Родине, к своим корням. Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведению. Тип урока: беседа по внеклассному ... Читать далее...
- Как узнать пошлого человека в ранних сюжетах ЧеховаВ юмористических рассказах пошлый человек — тот, кто и говорит пошлые, то, есть избитые, иногда с оттенком непристойности, слова, и поступает в жизни соответствующим образом — пошло, низко в нравственном отношении. Узнать пошлого человека в ранних сюжетах Чехова нетрудно. Господин Назарьев из рассказа «Перед свадьбой», написанного в год литературного дебюта Чехова,- жених и возмущен тем, ... Читать далее...
- Художественные особенности ранних рассказов М. ГорькогоТема ранних рассказов Горького — необыкновенные герои в обыкновенной жизни. Общую идею ранних рассказов можно сформулировать так: автор ищет в тяжелой, сонной российской действительности, которая его окружает, смелых и гордых людей; эти яркие, вечно ищущие смысл жизни герои противопоставляются окружающей мещанской среде, с ее ограниченными интересами и убогим духовным миром. Иными словами, в идейном содержании ... Читать далее...
- Кто главный герой рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника»?А. Беликов Б. Акакий Акакиевич В. Макар Девушкин Г. Червяков Какие из перечисленных рассказов относятся к раннему периоду творчества А. П. Чехова? А. «Толстый и тонкий» Б. «Лошадиная фамилия» В. «Дама с собачкой» Г. «Хамелеон» Какой порок показал А. П. Чехов в рассказе «Хамелеон»? А. Трусость Б. Покорность В. Предательство Г. Угодничество Какие детали в ... Читать далее...
- Гуманистическая тема «маленького человека» в рассказах ЧеховаГуманистическая тема «маленького человека», волновавшая долгое время — от Пушкина до Достоевского — русскую литературу, приобретает у Чехова сатирическую направленность, воспринимается как тема не маленького, а мелкого человека, обывателя, уровень сознания которого не выходит за пределы узенького круга повседневного мещанского существования. Таков один из персонажей чеховского рассказа «Толстый и тонкий» . Как только он, незначительный ... Читать далее...
- Тематика и образы одного из ранних рассказов М. ГорькогоЖизнь человека — вот его характер. И. Гете Большой светлой полосой пролег через десятилетия жизненный и творческий путь Максима Горького. Для многих людей на земле великий писатель служил и ныне продолжает служить примером борьбы за справедливость, правду, красоту человеческих отношений, примером борьбы против лжи, подлости, насилия. Горький — с каждым человеком, который борется за осуществление ... Читать далее...
- Герои рассказов ЧеховаВ конце XIX века идейно-нравственные искания героев русской литературы приобрели новое качество, что ярче всего отразилось в творчестве Чехова. До него на этот путь поисков истины вступали в основном люди незаурядные, обладавшие острым умом, умением ставить мировые вопросы, недюжинной волей. Чехов же сосредоточил внимание на идейнонравственном развитии обыкновенного человека. Как правило, до определенного момента такой ... Читать далее...
- Способы осмеяния пороков в рассказах А. П. ЧеховаРассказы А. П. Чехова читать очень интересно: внимание писателя останавливается не на том, что ясно и очевидно, а на том, что едва заметно, что прячется под обычной и привычной повседневностью. Яркий факт социального зла и неправды, резкий и бросающийся в глаза, — частный случай из жизни простого обывателя, но таких случаев тысячи. Чехов-писатель видит то, ... Читать далее...
- Сатира в эпоху застояЭпоха, которую теперь принято называть «эпохой застоя», тоже не способствовала развитию сатиры в отечественной литературе. Действительно острая и смешная сатира лишь изредка появлялась на шестнадцатой странице «Литературной газеты» и в воскресном «Московском комсомольце», изредка пробивалась на эстраду, хотя и тогда публика уже знала Арканова, Г. Горина, М. Жванецкого, М. Задорнова и некоторых других. В этот ... Читать далее...
- Гуманістична тема «маленької людини» в оповіданнях ЧеховаГуманістична тема «маленької людини», що хвилювала довгий час — від Пушкіна до Достоєвського — російську літературу, здобуває в Чехова сатиричну спрямованість, сприймається як тема не маленького, а дрібної людини, обивателя, рівень свідомості якого не виходить за межі вузенького кола повсякденного міщанського існування. Такий один з персонажів чеховського оповідання «Товстий і тонкий» . Як тільки він, ... Читать далее...
Сатира ранних рассказов Антона Чехова