Сатира в эпоху застоя
Эпоха, которую теперь принято называть «эпохой застоя», тоже не способствовала развитию сатиры в отечественной литературе. Действительно острая и смешная сатира лишь изредка появлялась на шестнадцатой странице «Литературной газеты» и в воскресном «Московском комсомольце», изредка пробивалась на эстраду, хотя и тогда публика уже знала Арканова, Г. Горина, М. Жванецкого, М. Задорнова и некоторых других. В этот период определенное развитие получила сатира в русской эмигрантской литературе — в произведениях Войновича, С. Довлатова, В. Аксенова и некоторых других, но эта сатира была, как правило, не столько смешна, сколько горька. Самым значительным сатириком нашего времени остается, вероятно, все-таки М. Жванецкий.
Притягательность его сатиры прежде всего в том, что он с наивно-простодушным видом говорит о том, о чем все знают, но молчат, искусно выставляя комизм и нелепость многих обычаев, нравов, социальных институтов современной жизни. К этому, конечно, надо добавить природное чувство юмора, великолепное владение художественным словом, смешащим без дешевой «хохмы», и незаурядное актерское дарование — произведения Жванецкого обретают свой настоящий блеск только в эстрадном исполнении.
Сатира представляет собой органичную часть любой национальной литературы. Ее общественное воздействие вряд ли можно переоценить: умение посмеяться над собственными недостатками дает обществу нормально и свободно развиваться, оберегает его от самодовольства и застоя.
Вопросы для повторения.
Что такое сатира?
Чем объяснить широкое распространение сатиры в русской литературе?
Что является объектом сатиры?
В чем смысл высказывания Щедрина: «Сатира тем более остра, чем выше идеал сатирика»?
Какие художественные приемы используются в сатирических произведениях?
Сатира в эпоху застоя