Сатира в эпоху застоя

Эпоха, которую теперь принято называть «эпохой застоя», тоже не способствовала развитию сатиры в отечественной ли­тературе. Действительно острая и смешная сатира лишь из­редка появлялась на шестнадцатой странице «Литературной газеты» и в воскресном «Московском комсомольце», изредка пробивалась на эстраду, хотя и тогда публика уже знала Арканова, Г. Горина, М. Жванецкого, М. Задорнова и неко­торых других. В этот период определенное развитие получила сатира в русской эмигрантской литературе — в произведениях Войновича, С.

Довлатова, В. Аксенова и некоторых других, но эта сатира была, как правило, не столько смешна, сколько горька. Самым значительным сатириком нашего времени остается, вероятно, все-таки М. Жванецкий.

Притягательность его сатиры прежде всего в том, что он с наивно-простодушным видом говорит о том, о чем все знают, но молчат, искусно выставляя комизм и нелепость многих обычаев, нравов, социальных институтов современной жизни. К этому, конечно, надо добавить природ­ное чувство юмора, великолепное владение художественным словом, смешащим без дешевой «хохмы», и незаурядное ак­терское дарование — произведения Жванецкого

обретают свой настоящий блеск только в эстрадном исполнении.

Сатира представляет собой органичную часть любой на­циональной литературы. Ее общественное воздействие вряд ли можно переоценить: умение посмеяться над собственными недостатками дает обществу нормально и свободно развивать­ся, оберегает его от самодовольства и застоя.

Вопросы для повторения.

Что такое сатира?

Чем объяснить широкое распространение сатиры в рус­ской литературе?

Что является объектом сатиры?

В чем смысл высказывания Щедрина: «Сатира тем бо­лее остра, чем выше идеал сатирика»?

Какие художественные приемы используются в сатири­ческих произведениях?




Сатира в эпоху застоя