САТИРА В РОМАНЕ Г. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
План. I. Сущность приема «романа в романе», значение его для понимания образов. II. Отражение в образах Понтия и Иешуа «вечных» проблем и проблем современных автору.
1. Ответственность человека за все, что происходит в мире, — сущность проблемы внутреннего романа. 2. «Прощение Пилата» как знак авторской веры в победу добра. III. Имеет ли зло космическую природу? Лишь четверть столетия тома широкий круг читателей получил возможность познакомиться с творческим наследством Михаила Булгакова.
И едва ли есть сейчас человек, который
Особой популярностью пользуется последний роман Булгакова «Мастер и Маргарита», который хотя некоторыми деталями и напоминает трагедию Й. В. Гете «Фауст», тем не менее требует от читателя выхода из плоскости упроченных жизненных представлений и свидетельств. На протяжении первых двенадцати глав название романа остается для нас загадочной — ни
А как точно писатель отобразил эпоху репрессий. С каким сарказмом изображен прокуратор с кавалерийской походкой, к которому обращаться нужно было не иначе как игемон. Высокий мир евангельской легенды, который приобрел под пером писателя черт реальности, снижается, пародийно перекручивается в иных мирах, других измерениях. Современность становится нереальной, а потусторонний мир — действительностью.
Мы полностью погружаемся в мир созданной автором фантастической реальности, которая на самом деле оказывается действительной.
Сатирическую характеристику общества автор дает и в московских главах романа. Достаточно припомнить случай, который состоялся в варьете. Каким низким есть падения общества, если люди теряют достоинство при виде денег:
» Кое-Кто уже ползал в проход, шаря под креслами. Многие стояли на сиденьях, ловя вертлявые, капризные бумажки». Деградацию личности описано в эпизоде распространения одежды в варьете: «Общее изумление вызвал мужчина, затесавшийся на сцену.
Вон объявил, что в супруги его грипп и что поэтому вон просит передать ей что-нибудь через него».
Бытовая сцена распределения жилья после смерти Берлиоза является злостным осуждением мелочности общества, где властвуют мизерность, корыстолюбие и лицемерие. Ведь после смерти Берлиоза обнаружилось множество претендентов на его жилье:
«И в течение двух часов Никанор Иванович принял таких заявлений тридцать две штуки. В них заключались мольбы, угрозы, кляузы, доносы, обещания произвести ремонт за свой счет, указания на несносную тесноту и невозможность жить в одной квартире с бандитами… Никанора Ивановича вызывали в переднюю его квартиры, брали за рукав, что — то шептали, подмигивали и обещали не остаться в долгу».
А каким унизительным выдается распределение привилегий в Масолите, ведь литераторы могут пообедать изысканными кушаньями в ресторане значительно дешевле, чем обычные граждане; есть в них и дачи на Клязьме, но пробиться туда могут не все, так как бездарных литераторов оказывается значительно больше, чем дач, поэтому отдых тоже является предметом зависти:
«Не надо, товарищи, завидовать. Дач всего двадцать две, и строится еще только семь, а нас в Массолите три тысячи».
Обратившись к фамилиям персонажей произведения, можно увидеть, как тонко писатель высмеивает отрицательные черты их властителей: Римский, Варенуха, Лиходеев, Куралесов. Даже упоминание о личной полемике Михаила Булгакова с критиком Всеволодом Вишневским на страницах романа приобретает сатирические признаки в фамилии литератора Мстислава Лавровича. Еще одним объектом сатирического высмеивания автора в романе «Мастер и Маргарита» есть психиатрическая больница, в которую поочередно попадается большинство персонажей и даже сам Мастер. Причем все пациенты есть целиком нормальными людьми.
Даже мистические персонажи вводятся автором для изобличения общественных недостатков.
Об этом свидетельствовал сам Михаил Булгаков в письме правительству. Он назвал важной чертой своего творчества;
«выступающие в моих сатирических повестях: черные и мистические краски, в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта».
Тем не менее через сатирические строки романа «Мастер и Маргарита» проступает надежда Михаила Булгакова на обновление страны и вера в человека.
САТИРА В РОМАНЕ Г. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»