Сатира в творчестве Зощенко
Сочинение на тему: Сатира в творчестве Зощенко.
Близка по основному смыслу к булгаковской и сатира Зощенко. Правда, в отличие от Булгакова, Зощенко публиковал свои сатирические произведения, поэтому на поверхности у него — борьба с «отдельными недостатками», главным образом в сфере быта и культуры. Но по существу мы наблюдаем в рассказах Зощенко то же неприятие бесцеремонности, бескультурья, хамства и наглости победившего класса. Иногда это касается действительно только лишь бытовой культуры — что уж там говорить о построении
Иногда же Зощенко идет глубже, показывая упоение бескуль — турного и вчера еще бесправного человека своим положением победителя. Так происходит, например, в рассказе «Рабочий костюм», в котором страшное возмущение Васи Конопатова вызывает то обстоятельство, что его не пускают в ресторан якобы за «рабочий костюм». Очень болезненно реагирует на это герой: «Личность оскорбили… — говорит. — Рабочий, — говорит, костюмчик не по вкусу?
Я,- говорит, — может, сейчас сяду и поеду в Малый Совнарком жаловаться на
И идет Вася домой довольный и спокойный, в сознании своей классовой правоты…
Основным средством создания комического эффекта у Зощенко служила сказовая манера повествования, стилизованная под простонародную речь. Повествование ведется от лица такого же обывателя, как и те, кто является героями рассказа. И этот повествователь сочувствует своим героям, возмущается вместе с ними, отчего комический эффект усиливается, и мы ясно видим под маской малокультурного повествователя грустную усмешку самого автора.
Такая манера используется Зощенко в его лучших рассказах — «Мещане», «Гости», «Аристократка», «Слабая тара» и др.
То, что сходило Зощенко с рук в 20-е годы, вызвало недовольство в 50-е, когда писателя, как известно, фактически отлучили от литературы и заклеймили постановлением на самом высшем уровне.
Сатира в творчестве Зощенко