Сатирическая проза М. М. Зощенко
В советское время в течение многих десятилетий история нашей литературы, как и история нашего Отечества, во многом упрощалась и обеднялась. Многие произведения, которые мы сейчас читаем и любим, были недоступны для читателя, но время сохранило их для нас. Это произведения таких авторов, как М. Зощенко, М. Булгаков,
А. Платонов, Б. Пастернак, М. Цветаева и др. Даже если их книги и выходили, то суть их творчества была искажена. Однако настоящая литература пережила этот жесткий пресс, выжила и теперь является нашим общим достоянием.
Я хочу рассказать
Однако вскоре все это кончилось. Литературное наследство Зощенко — это более 1000 рассказов и фельетонов, пьесы, киносценарии, критические статьи.
Но я хочу сказать не об этом, а о том, почему книги Зощенко так популярны. Сам писатель объяснял это так: «Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая.
Доступная бедным. Может быть, поэтому у меня много читателей». Еще много читателей у Зощенко потому, что он писал на понятном простому человеку языке. Язык его рассказов простой, повседневный, то есть такой, на котором говорят люди дома, на работе, на улице, в маршрутке.
При этом у Зощенко каждый персонаж говорит своим языком, употребляет свои словечки, чем достигается сатирический эффект повестей.
На что же направлена сатира М. Зощенко? По точному выражению В. Шкловского, Зощенко писал о человеке, который «живет в великое время, а больше всего озабочен водопроводом, канализацией и копейками. Человек за мусором не видит леса».
Человеку, обывателю надо было открыть глаза, и Зощенко стал этим заниматься. Но он не только открывал глаза на людские недостатки, он исправлял их. Сатирическое описание мещанских нравов — вот в чем было призвание этого писателя.
О чем же пишет М. Зощенко? Темы его произведений разнообразны — это неустроенный быт, кухонные «свары», жизнь бюрократов, обывателей, чиновников, смешные жизненные ситуации. Произведения Зощенко переносят в быт Москвы 1920-1930-х годов.
Мы видим коммуналки, тесные, общие кухни с чадящими примусами, где часто разгораются ссоры, а иногда и драки. Мы со смехом читаем о жулике, который боится вызова в прокуратору, или о молодых людях, которые готовы жениться по расчету, даже не посмотрев на жену. Рассказ «Баня» обязательно насмешит любого, потому что это очень смешно, когда в бане всем привязывают номерок к ноге. «Номерки теперича по ногам хлопают», — сетует герой рассказа.
Также нелепой выглядит ситуация в рассказе о больнице, в которой перед больными повесили плакат: «Выдача трупов с трех до четырех».
Произведения Зощенко, его сатирический талант можно сравнить с Гоголем, Салтыковым-Щедриным, Чеховым. В этом ряду Зощенко — достойный продолжатель неувядаемой традиции русской классической сатиры, когда за смехом всегда стоит боль за свой народ, за свою страну. Зощенко верил в ум, трудолюбие и хорошие качества русского народа, иначе бы он не писал свои произведения.
Он хотел, чтобы каждый, прочитав его рассказы, заглянул в себя и понял бы, что ему мешает достичь хорошей и светлой жизни.
В этом я могу сравнить творчество Зощенко с творчеством других сатириков того времени — И. Ильфа и Е. Петрова. Их произведения очень похожи на зощенковские и тоже мне очень нравятся. Все они пишут об одном и том же: как изменился человек, когда изменились условия его жизни. Сатирики писали обо всем: от коренных вопросов строительства новой культуры до организации разумного отдыха в парках и внешнего облика человека. Они открыто выступали против тех, кто искажает нравственные законы и нормы, кто забыл о главных человеческих ценностях.
Зощенко, как и Ильф и Петров, беспощадно высмеивают бюрократов, чиновников, мещан; они не могут мириться с фактами равнодушия к чужой беде и горю.
Во многом это выразилось в «Голубой книге» Зощенко. Здесь нет чиновников и бюрократов или они играют второстепенную роль. Здесь сами люди черствы и равнодушны друг к другу, они проходят мимо человеческих несчастий. Это всеобщее равнодушие противно писателю, и он борется с ним своим хлестким и метким словом.
Он не щадит никого, но все же его герои вызывают у писателя не только сарказм, но еще и грустную улыбку, особенно в «Голубой книге». В этом сборнике писатель словно бы разуверился в возможности переделки человеческих нравов.
Итак, русские писатели начала XX века — М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров — блестяще продолжили традиции русской сатиры. Эти традиции находят свое продолжение и в современной литературе. Я думаю, что наше время тоже нуждается в талантливых сатириках, которые смогли бы нам открыть глаза на наши недостатки и пороки нашего общества.
А за темами и жизненным материалом, на мой взгляд, далеко ходить не надо, их всегда можно найти в нашей современной действительности.
Сатирическая проза М. М. Зощенко