Сатирическая проза М. М. Зощенко

В советское время в течение многих десятилетий история нашей литературы, как и история нашего Отечества, во многом упрощалась и обеднялась. Многие произведения, которые мы сейчас читаем и любим, были недоступны для читателя, но время сохранило их для нас. Это произведения таких авторов, как М. Зощенко, М. Булгаков,

А. Платонов, Б. Пастернак, М. Цветаева и др. Даже если их книги и выходили, то суть их творчества была искажена. Однако настоящая литература пережила этот жесткий пресс, выжила и теперь является нашим общим достоянием.

Я хочу рассказать

о творчестве Михаила Михайловича Зощенко, чьи рассказы и повести мне очень понравились. На его долю выпала редкая слава, его знали все, фразы из его рассказов, очерков и фельетонов быстро становились крылатыми. И это все — за каких-то 3-4 года газетной работы! В один прекрасный день Зощенко проснулся известным огромной массе простых читателей. Читателям так нравились его произведения, что они хотели читать их как можно больше, его книги выходили большими тиражами.

Однако вскоре все это кончилось. Литературное наследство Зощенко — это более 1000 рассказов и фельетонов, пьесы, киносценарии, критические статьи.

Уже при жизни писателя вышло около 130 книг.

Но я хочу сказать не об этом, а о том, почему книги Зощенко так популярны. Сам писатель объяснял это так: «Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая.

Доступная бедным. Может быть, поэтому у меня много читателей». Еще много читателей у Зощенко потому, что он писал на понятном простому человеку языке. Язык его рассказов простой, повседневный, то есть такой, на котором говорят люди дома, на работе, на улице, в маршрутке.

При этом у Зощенко каждый персонаж говорит своим языком, употребляет свои словечки, чем достигается сатирический эффект повестей.

На что же направлена сатира М. Зощенко? По точному выражению В. Шкловского, Зощенко писал о человеке, который «живет в великое время, а больше всего озабочен водопроводом, канализацией и копейками. Человек за мусором не видит леса».

Человеку, обывателю надо было открыть глаза, и Зощенко стал этим заниматься. Но он не только открывал глаза на людские недостатки, он исправлял их. Сатирическое описание мещанских нравов — вот в чем было призвание этого писателя.

О чем же пишет М. Зощенко? Темы его произведений разнообразны — это неустроенный быт, кухонные «свары», жизнь бюрократов, обывателей, чиновников, смешные жизненные ситуации. Произведения Зощенко переносят в быт Москвы 1920-1930-х годов.

Мы видим коммуналки, тесные, общие кухни с чадящими примусами, где часто разгораются ссоры, а иногда и драки. Мы со смехом читаем о жулике, который боится вызова в прокуратору, или о молодых людях, которые готовы жениться по расчету, даже не посмотрев на жену. Рассказ «Баня» обязательно насмешит любого, потому что это очень смешно, когда в бане всем привязывают номерок к ноге. «Номерки теперича по ногам хлопают», — сетует герой рассказа.

Также нелепой выглядит ситуация в рассказе о больнице, в которой перед больными повесили плакат: «Выдача трупов с трех до четырех».

Произведения Зощенко, его сатирический талант можно сравнить с Гоголем, Салтыковым-Щедриным, Чеховым. В этом ряду Зощенко — достойный продолжатель неувядаемой традиции русской классической сатиры, когда за смехом всегда стоит боль за свой народ, за свою страну. Зощенко верил в ум, трудолюбие и хорошие качества русского народа, иначе бы он не писал свои произведения.

Он хотел, чтобы каждый, прочитав его рассказы, заглянул в себя и понял бы, что ему мешает достичь хорошей и светлой жизни.

В этом я могу сравнить творчество Зощенко с творчеством других сатириков того времени — И. Ильфа и Е. Петрова. Их произведения очень похожи на зощенковские и тоже мне очень нравятся. Все они пишут об одном и том же: как изменился человек, когда изменились условия его жизни. Сатирики писали обо всем: от коренных вопросов строительства новой культуры до организации разумного отдыха в парках и внешнего облика человека. Они открыто выступали против тех, кто искажает нравственные законы и нормы, кто забыл о главных человеческих ценностях.

Зощенко, как и Ильф и Петров, беспощадно высмеивают бюрократов, чиновников, мещан; они не могут мириться с фактами равнодушия к чужой беде и горю.

Во многом это выразилось в «Голубой книге» Зощенко. Здесь нет чиновников и бюрократов или они играют второстепенную роль. Здесь сами люди черствы и равнодушны друг к другу, они проходят мимо человеческих несчастий. Это всеобщее равнодушие противно писателю, и он борется с ним своим хлестким и метким словом.

Он не щадит никого, но все же его герои вызывают у писателя не только сарказм, но еще и грустную улыбку, особенно в «Голубой книге». В этом сборнике писатель словно бы разуверился в возможности переделки человеческих нравов.

Итак, русские писатели начала XX века — М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров — блестяще продолжили традиции русской сатиры. Эти традиции находят свое продолжение и в современной литературе. Я думаю, что наше время тоже нуждается в талантливых сатириках, которые смогли бы нам открыть глаза на наши недостатки и пороки нашего общества.

А за темами и жизненным материалом, на мой взгляд, далеко ходить не надо, их всегда можно найти в нашей современной действительности.




Сатирическая проза М. М. Зощенко