Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на руси жить хорошо»

Сочинения по литературе: Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на руси жить хорошо»

В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» перед нами проходит целая галерея образов помещиков, на которых автор смотрит глазами крестьян. Поэт создает этих персонажей без всякой идеализации и вместе с тем с некоторой долей сочувствия. Сатирически-гневно рассказывает Некрасов о паразитической жизни помещиков в недавнем прошлом, когда «дышала грудь помещичья свободно и легко».

Они распоряжались своими

крепостными, как им заблагорассудится. Барин, владевший «крещеной собственностью», был полновластным царьком в своей вотчине, где все ему «покорствовало»:

Ни в ком противоречия,

Кого хочу — помилую,

Кого хочу — казню…

Но времена меняются, в народных массах се больше возрастает недовольство и гнев. Поэтому вся поэма проникнута ощущением неизбежной и скорой гибели той жизни, которая основана на рабской покорности и людском унижении. Символический характер имеет картина опустевшей барской усадьбы из главы «Крестьянка», которую по кирпичику растаскивает дворня.

С острой иронией

и злым сарказмом Некрасов создает образ князя Утятина. В крестьянской речи часто звучит издевка над своим барином: «Мы барщинные, выросли под рылом у помещика». Словечко «рыло» ясно говорит об отношении крепостных к своему господину.

Мужицкая точка зрения нам понятна: князь Утятин — закоренелый крепостник, которого крестьяне язвительно и пророчески назвали последышем.

Перед нами выживший из ума «душевладелец», и мало человеческого осталось даже в его внешнем облике:

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И — разные глаза:

Один здоровый — светится,

А левый — мутный, пасмурный

Как оловянный грош!

Используя поистине народные сравнения в создании образа, Некрасов добивается правдивости изображения и звучания острой сатиры. Поначалу кажется, что последыш скорее смешон, чем страшен. Ведь он уже лишен былой власти над крестьянскими душами.

Крепостные крестьяне лишь согласились «поиграть в крепостных», пока не умрет «последыш» — ради обещанных им за это наследниками князя заливных лугов. Приговором всей крепостнической системе звучат слова, которые строптивый мужик Агап Петров бросает в лицо князю Утятину:

…Последыш ты! По милости

Мужицкой нашей глупости

Сегодня ты начальствуешь,

А завтра мы последышу

Пинка — и кончен бал!

Однако автор поэмы не позволяет читателям слишком легко относится пережиткам крепостничества. Даже игра в рабов оказывается опасной: жертвой ее гибнет как раз свободолюбивый Агап. Да и его односельчане были бессовестно обмануты: наследники князя не отдали им обещанные луга.

Вслед за князем Утятиным идет образ Оболт-Оболдуева, продолжающего ряд помещиков-паразитов. И на него мы смотрим сквозь призму крестьянского мнения. Вот что мы видим:

Какой-то барин кругленький,

Усатенький, пузатенький,

С сигарочкой во рту…

Традиционные в народной поэзии уменьшительные и ласкательные формы здесь усиливают ироническое звучание рассказа, подчеркивают ничтожество «кругленького» человечка.

Помещики, которые должны были заботиться о своей стране, о своем народе, живут в свое удовольствие, унижая и обкрадывая крепостных. Конечно же, большая часть крестьян не желает мириться с подлобным положением вещей. Поэма рисует трудный, полный заблуждений и внутренних конфликтов, но все же неизбежный путь крестьянства к освобождению от рабского сознания.

Не верят крестьяне своим помещикам, пошатнулось их доверие и к религии, к ее служителям — проповедникам покорности и смирения. Поп, который первым отвечал странникам на их вопросы, и сам спрашивает у странников:

… Скажите, православные,

Кого вы называете

Породой жеребячьею?

Крестьяне подзамялися,

Молчат — и поп молчит.

Он видит, что «все в мире переменчиво», что рушатся привычные норма жизни и счастье — «покой, богатство, честь» — недостижимо. В душе попа борются противоположные чувства. Он тоскует о том, что «перевелись помещики»: от них зависело его благополучие.

Но и крестьянам поп сочувствует вполне искренне. Иным предстает перед нами священник Иван из главы «Демушка», который ненавидит крестьян: «у нас народ все голь да пьянь…». Это подлый и злой человек.

Мы отчетливо чувствуем негативное авторское отношение к этому персонажу. А поп — собеседник странников — с болью говорит о народной бедности:

Крестьянин сам нуждается

И рад бы дать, да нечего…

И все-таки, по мнению автора, народ не может быть сломлен ни произволом помещиков, ни поборами церкви. Некрасов говорит, что:

Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Пред ним широкий путь.




Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на руси жить хорошо»