Сближение «языка» массовой коммуникации в разных языках

Экспрессия, как уже было отмечено выше, представляет собой слова, увеличивающие выразительность письменной речи. Многие ученые предлагают различные классификации экспрессивной лексики. Рассмотрим наиболее ранние из них. В статье Е. М. Галкиной-Федорук выделено три группы эмоциональной лексики:

1) слова, выражающие чувства, переживаемые самим говорящим {отвращение, брезгливость, злость, любовь, ненависть и т. п.);

2) слова, выражающие лексическую оценку явления с точки зрения говорящего ;

3) слова, в которых понятие о чувстве обозначается

не лексически, а посредством суффиксов или приставок эмоциональной оценки.

В статье О. Н. Пономаревой говорится о трех лексических разрядах с точки зрения выражения чувств и настроений: междометиях, служебных словах и эмоционально окрашенной лексике, выражающей чувства вместе с понятийным содержанием. Роль экспрессии в газетном языке нельзя сводить к задаче компенсирования повышения силы воздействия; суть надежности связи, эффективной передачи и информации, и убеждения именно в одновременном параллельном действии системы различных воздействий. Применительно к языку следует говорить об органичном и постоянном

совмещении и переплетении экспрессивного и нейтрального начал, которые к тому же редко выступают только разными способами передачи одного и того же содержания и связываются обычно с его видоизменениями.

Однако надо учесть, что излишняя экспрессивность текста может послужить причиной неадекватного восприятия излагаемой информации читателем. Именно экспрессивность отличает газетный язык от других разновидностей литературного языка, обслуживающих иные совокупности социальных сфер и ситуаций общения. Последовательное, хотя очень различное и в разных комбинациях реализуемое чередование экспрессии и нейтральности, выступая основным свойством газетного языка, обеспечивает надежное донесение до читателя содержательно-информационной стороны с ее будничностью, деловитостью, строгостью, однозначностью, интеллектуальной точностью и воздействующе-организующей стороны с ее исключительностью, эмоциональностью, даже сенсационностью.

К сожалению, от исследователей пока что скрыты некоторые механизмы взаимодействия стандарта и экспрессии, что и приводит к нежелательным противоречиям в теоретических работах и практических рекомендациях. Никак нельзя, например, считать, что главное требование к газетному языку — вместить возможно большее количество информации в возможно более сжатую лексико-грамматическую структуру, ибо эта структура должна легко восприниматься при быстром чтении про себя и иметь максимальное воздействие на получателя речи. Сформулированные условия[10] могут быть удовлетворены лишь равноправным и органичным сочетанием указанного стремления с тяготением к экспрессии, которая на практике иногда закономерно приводит к совершенно удивительной «развернутости» лексико грамматических структур и целых композиций. Лишь немногие авторы подходят, например, к стилистическим смешениям, если и не как к достоинству, то как к естественному качеству газетного языка, показывая его нежелательность лишь там, где оно внутренне не обосновано содержанием, не несет собственно «газетной функции

Теперь необходимо отметить основные особенности лексических показателей экспрессивности. Основа, и, прежде всего, корень как главная ее часть, выступает в слове носителем его лексического значения. К лексическим показателям экспрессивности мы относим производные основы с разной степенью структурной членимости и семантической мотивированности.

Выделим несколько разновидностей соотношения производной основы с производящей. Экспрессивная лексика образуется от экспрессивных основ с помощью экспрессивных суффиксов.

Приведем примеры. Плетюха говорят о болтливом человеке сплетнике. Слово образовано от плести «болтать, сплетничать». «Вот плетюха! Ты че плетешъ-то, че плетешь!». «Нету ей веры от меня — она известная плетюха, че попадя. В этих словах показателем экспрессивности являются не столько суффиксы, сколько производящие основы.

Не будет преувеличением сказать, что экспрессивность суффикса тускнеет на фоне экспрессивности производящей основы. Сравним, например, говоруха — руха, моторуха, брехуха, плетюха, в первом показателе экспрессивности выступает суффикс, в остальных — ос — .




Сближение «языка» массовой коммуникации в разных языках