Сборник рассказов о монахах Киево-Печерского монастыря

ПАТЕРИК КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ-сборник рассказов о монахах Киево-Печерского монастыря, основанного в сер. XI в. П. сложился в XIII в. на основе переписки епископа Владимиро-Суздальского Симона и монаха Печерского монастыря Поликарпа. В П. включено письмо Симона, из которого известно, что Поликарп одно время был игуменом Козмодемьянского монастыря в Киеве.

Он обратился к епископу Симону за поддержкой, ибо хотел с помощью киевской княгини Верхуславы и ее брата-великого князя-Юрия Всеволодовича также стать епископом. Но Симон укорил Поликарпа за честолюбие

и суетность помыслов и привел в пример первых иноков Киево-Печерского монастыря, о деяниях которых рассказал в девяти приложенных к посланию «словах». Предполагается, что они были написаны Симоном раньше и только добавлены к письму.

Ни письмо Поликарпа, ни его ответ на письмо Симона не известны, но, очевидно, он внял советам Владимирского епископа.

Вскоре Поликарп пишет послание печерскому архимандриту Акиндину, в котором сообщает о своем согласии записать устные рассказы Симона о первых печерских подвижниках, о чем его когда-то просил Акиндин. Таким образом, к записям Симона Поликарп присоединил

свои собственные записи монастырских преданий. Всего им записано 11 рассказов о первых монахах. Кроме переписки в Древнейшую редакцию П. XIII в., по предположениям Д. И. Абрамовича и А. А. Шахматова, вошли «Слово о создании церкви Печерской», написанное Симоном между 1222-1226 гг., и «Слово о первых черноризцах печерских» — 4 рассказа патерикового типа о первых монахах.

Они читались еще в составе Повести временных лет.

В конце XIV — нач. XV в. возникли две новые редакции — Арсеньевская и Феодосиевская. Арсеньевская редакция исключила всю эпистолярную часть и некоторые «слова», зато добавила «Житие Феодосия Печерского» , «Похвалу Феодосию», «Сказание о начале Печерского монастыря» из Повести временных лет.

Феодосиевская редакция дополнила основной текст «словом» о крещении княгини Ольги и князя Владимира, учительными «словами», житиями русских и византийских святых.

В 1460-1462 гг. клирошанин Печерского монастыря Кассиан создает две новые редакции П., основанные непосредственно на Древнейшей. По второй Кассиановской редакции П. был издан Д. И. Абрамовичем. В XVII в. в обстановке острой борьбы с униатством и католичеством в том же монастыре создаются новые редакции: Печатная 1635 г. Сильвестра Косова, Иосифа Тризны, 2-я Печатная редакция 1661 г. и др.

Все редакции отличаются принципами подбора материала и системой компоновки произведений. Литературными образцами для Симона и Поликарпа служили переводные патерики: Синайский, Скитский, Египетский. Но основными источниками П. были монастырские предания и печерский «летописец», на который ссылается Поликарп. Рассказы, им написанные, отличаются большей живостью, непосредственностью по сравнению с произведениями Симона. Владимирский епископ больше ориентировался на книжные образцы, у Поликарпа сильнее фольклорное начало.

Его тексты отличаются четким сюжетным построением и занимательностью. П. более внимателен к человеческой личности как таковой. Особое место у Поликарпа занимают рассказы об обличении монахами княжеских неправд и о помощи несправедливо обиженным.

Летописи подтверждают, что Киево-Печерский монастырь нередко находился в оппозиции к киевскому князю.

Начальная история монастыря представлена в П. «Словом о создании церкви Печерской» Симона. Его источниками были несохранившееся «Житие Антония», в меньшей степени «Житие Феодосия» Нестора, «Летописец Ростовский», на который он прямо ссылается в послании к Поликарпу. История построения церкви предстает в рассказе Симона как цепь чудес, сотворенных Богородицей. Одно из главных действующих лиц рассказа — варяг Шимон, будто бы пришедший на Русь при Ярославе Мудром. Привезенные им венец и золотой пояс с распятия, сделанного по приказу его отца Африкана, становятся святынями монастырского Успенского собора, а пояс является еще и мерой длины, которую используют при закладке храма.

Эти известия не упомянуты ни в Повести временных лет, ни в «Житии Феодосия», Симон же ссылается здесь на «Житие Антония». Сын Шимона, Георгий, был тысяцким в Суздале у Юрия Долгорукого. Преувеличение роли варяга и привезенных им святынь связано, очевидно, с родовыми преданиями Шимоновичей, с которыми был знаком Симон.

Вторая тема «Слова» — преемственность между культом Влахернской Божьей матери, связанным с Печерским монастырем, и культом Владимирской Богоматери.

С пластом древнейших монастырских преданий связан рассказ Поликарпа о Варяжской пещере. Очевидно, она упомянута в «Житии Антония» как место его первоначального поселения. Из этих преданий Поликарп, вероятно, почерпнул и легенду о спрятанных там сокровищах, из-за которых были убиты около 1095 г. монахи Федор и Василий.

Прекрасная литературная форма и занимательность рассказов П. обусловили его неизменную популярность у читателей вплоть до XVIII в.; возможно, к П. относится восторженная оценка А. С. Пушкиным «легенд о киевских чудотворцах» , хотя поэт называет «Четь-Минею».

Изд.: Патерик Киевского Печерского монастыря / Под ред. Д. И. Абрамовича.-СПб., 1911: Киево-Печерский патерик / Подг. текста, перевод и комм. Л. А. Дмитриева//ПЛДР: XII век.- М., 1980.- С. 313-626, 692-704; То же // Повести Древней Руси XI-XII веков.-Л., 1983.- С.427-523, 567-572.

Н. И. Милютенко




Сборник рассказов о монахах Киево-Печерского монастыря