Сцена свидания Печорина и княжны Мери

«Я два раза пожал ее руку… во второй раз она ее выдернула, ни говоря ни слова.

— Я дурно буду спать эту ночь, — сказала она мне, когда ма­зурка кончилась.

— Этому виноват Грушницкий.

— О нет! — И лицо ее. стало так задумчиво, так грустно, что я дал себе слово в этот вечер непременно поцеловать ее руку.

Стали разъезжаться. Сажая княжну в карету, я быстро прижал ее маленькую ручку к губам своим. Было темно, и никто не мог этого видеть.

Я возвратился в залу очень доволен собой».

В этой сцене как в капле воды отразился

весь замысел Печори­на относительно княжны Мери и Грушницкого. Здесь же велико­лепно выразился летящий психологизм самого М. Ю. Лермонтова. Каждая фраза, несмотря на их внешнюю бессодержательность, подразумевает целое направление мысли и скрываемых желаний. На наших глазах происходит переплетение светской игры с реаль­ными чувствами. Печорин направляет мысли и чувства княжны «от противного», заставляя ее сначала выдергивать руку, а после отрицать свои слова.

Этим он маскирует собственное руководство событиями, узнает меру погружения княжны в предложенную им игру и подчеркивает, как нежелательное,

имя Грушницкого. При этом совершенно неважно, что княжна не согласилась с его утвер­ждением, важно было косвенно указать на соперничество Печори­на с Грушницким, убедить девушку на уровне почти НЛП — программирования, что Печорин на самом деле включился в борь­бу за ее сердце.




Сцена свидания Печорина и княжны Мери