Сцена захвата казака-убийцы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Когда-то Набоков говорил о том, что если бы вся жизнь была просто набором нелепых случайностей и не было бы в этом никакого связующего звена, то жить было бы слишком страшно и безнадежно. Этим связующим звеном, возможно, и является в «Герое нашего времени» игра судьбы с человеком.

В главе «Фаталист» есть такой эпизод. Печорин в темноте наталкивается на что-то толстое и мягкое, но при этом неживое. На дороге лежит свинья, разрубленная шашкой пьяным казаком, которого преследовали два других казака.

Среди ночи к Печорину прибегают

с известием о том, что казак зарубил Вулича, а потом заперся в пустой хате и никому не удается выманить его оттуда. Среди собравшихся находится и мать убийцы.

Печорин готов испытать судьбу. Есаул отвлекает казака, и Печорин прыгает в окно дома. Раздается выстрел, промах, казак схвачен. «Я люблю сомневаться во всем; это расположение ума не мешает решительности характера — напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!»

В этой сцене Печорин находит в себе силы бросить своего рода вызов судьбе. Правда,

вызов этот делается с опорой на точный расчет: бросаясь в окно хаты, где заперся казак-убийца, Печорин четко понимает, что его шансы увеличиваются и быстротой его действий, и тем, что убийцу отвлекает есаул. Но расчет его основан и на предопределении: Печорину предсказали «смерть от злой жены», а гот, кому суждено быть повешенным, — не утонет.

Странный замкнутый круг, фатальность событий и поступков. Тем не менее такая логика подтвердится сценой встречи Печорина с Верой в гроте: «Зачем она здесь? И она ли? И почему я думаю, что это она? И почему я даже так в этом уверен?

Мало ли женщин с родинками на щеках?» Здесь и сомнения, и странная уверенность. И когда встреча состоится, не последует удивления ни с одной стороны, а Вера даже скажет, «что была уверена, что встретит его здесь».

Это не аргумент в пользу фатализма Печорина, а просто часть его жизненной философии, где органично сливаются две противоречащие друг другу установки. Первая из них — «человек предполагает, а Бог располагает», вторая — «под лежащий камень вода не течет». Идет борьба с предопределением с помощью него самого.

Это равновесие, впрочем, очень шатко, и роман заканчивается не мимолетным, а все нарастающим ощущением большого вопроса, ответ на который здесь, в этой жизни, вряд ли найдется.

Как стремителен бег времени! Уже более 150 лет отделяют нас от героев Грибоедова, Пушкина, Лермонтова. Но мы вновь и вновь обращаемся к ним, к их чувствам, мыслям, раздумьям, ищем и находим в них близкое и нужное нам, детям беспокойного XX века.




Сцена захвата казака-убийцы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»