Счастье «нового» человека в образах Лопухова, Кирсанова и Рахметова

Большинству читателей они должны были показаться необыкновенными, героическими личностями. От этой ошибки предостерегает Чернышевский, объясняя «требования художественности», по которым «надобно изображать предметы так, чтобы читатель представлял себе их в истинном их виде». Если бы в романе не было Рахметова, читатели посчитали бы Лопухова и Кирсанова необыкновенными личностями. Но Чернышевскому важно было показать, что «новые люди» — Лопухов и Кирсанов — только рядовые революционной армии, которой руководят «особенные»

люди, профессиональные революционеры — Рахметовы.

В чем же заключается «работа для будущего»? Все содержание романа посвящено этой теме и охватывает три основные стороны социальной жизни: экономическую, морально-бытовую и политическую.

Главное внимание Чернышевский уделяет экономической стороне. В основе человеческой жизни лежит труд, Только жизнь, основанная на труде, разумна, поэтому она действительна, утверждает автор во втором сне Веры Павловны. А жизнь богатых бездельников, вроде Сержа, нереальна, фантастична.

На ее почве не может вырасти ничего здорового. Условия, при которых неработающие

пользуются плодами чужих трудов, должны исчезнуть. «Дренаж» очистит почву для действительной жизни, основанной на свободном труде свободных людей.

Большое место в романе занимает подробное описание швейных мастерских, построенных на принципах свободного коллективного труда. Эти описания нужны были Чернышевскому, чтобы наглядно, в доступных для современников формах показать преимущества социалистического хозяйства. «Вместо бедности — довольство; вместо грязи — не только чистота, даже некоторая роскошь комнат; вместо грубости — порядочная образованность; все это происходит от двух причин: с одной стороны, увеличивается доход швей, с другой — достигается очень большая экономия в их расходах». Автор приводит даже вычисления, показывающие, что материальные условия жизни швей улучшились в 4 раза. Но из четвертого сна Веры Павловны видно, что мастерские лишь очень отдаленно напоминают настоящий социализм.

Это только первый опыт организации свободного труда на коллективных началах. Однако в царской России даже эти зачатки социализма не могли получить развития.

Настоящее социалистическое общество Чернышевский рисует как общество свободных, равноправных, счастливых людей, которые радостно трудятся, преобразуя с помощью техники природу, весело отдыхают; в них сочетаются могучее здоровье и богатство чувств. С гениальной прозорливостью Чернышевский предсказал социалистические преобразования в России. «Неужели ж это мы? неужели это наша земля? — спрашивает во сне Вера Павловна. — Я слышала нашу песню, они говорят по-русски».- «Да, ты видишь невдалеке реку — это Ока; эти люди мы, ведь с тобою я, русская!»- отвечает ей «старшая сестра». Великолепные дома-дворцы из стекла и алюминия, освещенные электричеством, замена ручного труда машинами, превращение пустынь в плодородные поля и сады, пшеница с невиданными прежде колосьями и зернами — трудно представить, что все это писалось более ста лет назад!

Чернышевский предвидел, что превращение труда в потребность людей будет способствовать их гармоническому развитию. После работы одни веселятся во дворце, «многие в, театре, одни актерами, другие музыкантами, третьи зрителями, как

Нравится кому; иные рассеялись по аудиториям, музеям, сидят в библиотеке; иные в аллеях сада, иные в своих комнатах, или чтобы отдохнуть наедине, или с своими детьми…» Так, из мрачных стен каземата Петропавловской крепости крылатая мечта перенесла великого революционера в будущий век.

Счастье «нового» человека уделяет морально-бытовой стороне человеческой жизни. Горечь и возмущение вызывало положение женщины, являвшейся только вещью в руках купившего ее мужчины. «О грязь! о грязь! — «обладать» — кто смеет обладать человеком? восклицает писатель. Обладают халатом, туфлями».

Эти слова писались всего через год после отмены крепостного права, при котором «по закону» один человек владел другими. Крепостное право ушло в прошлое, а бесправное и зависимое положение женщины осталось. Вера Павловка — тип новой, свободной женщины.

Какие качества отличают ее? Она умна, любознательна, хочет до конца разобраться в волнующих ее вопросах; она добра и стремится к тому, чтобы все были счастливы, чтобы не было бедных и несчастных; она горда и самоотверженно отстаивает свою свободу и независимость; она трудолюбива, умеет хорошо работать и не мыслит себе жизни без трудовой деятельности. Эти главные качества, характеризующие Веру Павловну как женщину нового типа, не исключают других, индивидуальных черт характера героини.

Но, живя в среде «пошлых людей», Вера Павловна, несмотря на личные качества и полученное ею образование, не могла стать «новым» человеком. Ее перерождение произошло под влиянием Лопухова. Он «высвободил ее из подвала», приобщил к светлой, разумной жизни. В романе показано, как постоянно расширяется круг «новых людей», захватывая все большее число передовой молодежи. И Вера Павловна активно участвует в общественно полезной деятельности: организует кооперативные мастерские, становится врачом, помогает распространению революционных взглядов.

Деятельность приносит Вере Павловне счастье; другой источник счастья — любовь. Чернышевский не признавал брака без любви, фальши во взаимоотношениях между супругами. Лопухов и Вера Павловна искренне уважали и высоко ценили друг друга, но они поняли, что этого недостаточно для семейного счастья, и расстались.

Полное счастье Вера Павловна нашла во втором замужестве. Труд и любовь неразделимы в ее новой жизни: она трудится рука об руку со своим любимым. При этом героиня делает замечательное открытие.

Ее любовь не только не тускнеет от времени, а наоборот — с каждым годом совместной жизни с Кирсановым разгорается все ярче. «Секрет» этого счастья, говорит писатель, доступен каждому, нужно только иметь чистое сердце, честную душу и уважение к свободе твоего спутника в жизни. Такая любовь окрыляет, делает человека сильнее. «Кто не испытывал, как возбуждает любовь все силы человека, тот не знает настоящей любви»,- утверждают Вера Павловна и Кирсанов.




Счастье «нового» человека в образах Лопухова, Кирсанова и Рахметова