Счастье «нового» человека в образах Лопухова, Кирсанова и Рахметова
Большинству читателей они должны были показаться необыкновенными, героическими личностями. От этой ошибки предостерегает Чернышевский, объясняя «требования художественности», по которым «надобно изображать предметы так, чтобы читатель представлял себе их в истинном их виде». Если бы в романе не было Рахметова, читатели посчитали бы Лопухова и Кирсанова необыкновенными личностями. Но Чернышевскому важно было показать, что «новые люди» — Лопухов и Кирсанов — только рядовые революционной армии, которой руководят «особенные»
В чем же заключается «работа для будущего»? Все содержание романа посвящено этой теме и охватывает три основные стороны социальной жизни: экономическую, морально-бытовую и политическую.
Главное внимание Чернышевский уделяет экономической стороне. В основе человеческой жизни лежит труд, Только жизнь, основанная на труде, разумна, поэтому она действительна, утверждает автор во втором сне Веры Павловны. А жизнь богатых бездельников, вроде Сержа, нереальна, фантастична.
На ее почве не может вырасти ничего здорового. Условия, при которых неработающие
Большое место в романе занимает подробное описание швейных мастерских, построенных на принципах свободного коллективного труда. Эти описания нужны были Чернышевскому, чтобы наглядно, в доступных для современников формах показать преимущества социалистического хозяйства. «Вместо бедности — довольство; вместо грязи — не только чистота, даже некоторая роскошь комнат; вместо грубости — порядочная образованность; все это происходит от двух причин: с одной стороны, увеличивается доход швей, с другой — достигается очень большая экономия в их расходах». Автор приводит даже вычисления, показывающие, что материальные условия жизни швей улучшились в 4 раза. Но из четвертого сна Веры Павловны видно, что мастерские лишь очень отдаленно напоминают настоящий социализм.
Это только первый опыт организации свободного труда на коллективных началах. Однако в царской России даже эти зачатки социализма не могли получить развития.
Настоящее социалистическое общество Чернышевский рисует как общество свободных, равноправных, счастливых людей, которые радостно трудятся, преобразуя с помощью техники природу, весело отдыхают; в них сочетаются могучее здоровье и богатство чувств. С гениальной прозорливостью Чернышевский предсказал социалистические преобразования в России. «Неужели ж это мы? неужели это наша земля? — спрашивает во сне Вера Павловна. — Я слышала нашу песню, они говорят по-русски».- «Да, ты видишь невдалеке реку — это Ока; эти люди мы, ведь с тобою я, русская!»- отвечает ей «старшая сестра». Великолепные дома-дворцы из стекла и алюминия, освещенные электричеством, замена ручного труда машинами, превращение пустынь в плодородные поля и сады, пшеница с невиданными прежде колосьями и зернами — трудно представить, что все это писалось более ста лет назад!
Чернышевский предвидел, что превращение труда в потребность людей будет способствовать их гармоническому развитию. После работы одни веселятся во дворце, «многие в, театре, одни актерами, другие музыкантами, третьи зрителями, как
Нравится кому; иные рассеялись по аудиториям, музеям, сидят в библиотеке; иные в аллеях сада, иные в своих комнатах, или чтобы отдохнуть наедине, или с своими детьми…» Так, из мрачных стен каземата Петропавловской крепости крылатая мечта перенесла великого революционера в будущий век.
Счастье «нового» человека уделяет морально-бытовой стороне человеческой жизни. Горечь и возмущение вызывало положение женщины, являвшейся только вещью в руках купившего ее мужчины. «О грязь! о грязь! — «обладать» — кто смеет обладать человеком? восклицает писатель. Обладают халатом, туфлями».
Эти слова писались всего через год после отмены крепостного права, при котором «по закону» один человек владел другими. Крепостное право ушло в прошлое, а бесправное и зависимое положение женщины осталось. Вера Павловка — тип новой, свободной женщины.
Какие качества отличают ее? Она умна, любознательна, хочет до конца разобраться в волнующих ее вопросах; она добра и стремится к тому, чтобы все были счастливы, чтобы не было бедных и несчастных; она горда и самоотверженно отстаивает свою свободу и независимость; она трудолюбива, умеет хорошо работать и не мыслит себе жизни без трудовой деятельности. Эти главные качества, характеризующие Веру Павловну как женщину нового типа, не исключают других, индивидуальных черт характера героини.
Но, живя в среде «пошлых людей», Вера Павловна, несмотря на личные качества и полученное ею образование, не могла стать «новым» человеком. Ее перерождение произошло под влиянием Лопухова. Он «высвободил ее из подвала», приобщил к светлой, разумной жизни. В романе показано, как постоянно расширяется круг «новых людей», захватывая все большее число передовой молодежи. И Вера Павловна активно участвует в общественно полезной деятельности: организует кооперативные мастерские, становится врачом, помогает распространению революционных взглядов.
Деятельность приносит Вере Павловне счастье; другой источник счастья — любовь. Чернышевский не признавал брака без любви, фальши во взаимоотношениях между супругами. Лопухов и Вера Павловна искренне уважали и высоко ценили друг друга, но они поняли, что этого недостаточно для семейного счастья, и расстались.
Полное счастье Вера Павловна нашла во втором замужестве. Труд и любовь неразделимы в ее новой жизни: она трудится рука об руку со своим любимым. При этом героиня делает замечательное открытие.
Ее любовь не только не тускнеет от времени, а наоборот — с каждым годом совместной жизни с Кирсановым разгорается все ярче. «Секрет» этого счастья, говорит писатель, доступен каждому, нужно только иметь чистое сердце, честную душу и уважение к свободе твоего спутника в жизни. Такая любовь окрыляет, делает человека сильнее. «Кто не испытывал, как возбуждает любовь все силы человека, тот не знает настоящей любви»,- утверждают Вера Павловна и Кирсанов.
Счастье «нового» человека в образах Лопухова, Кирсанова и Рахметова