«Секрет чарующего обаяния» главной героини романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
1. Жизнь, полная событий. 2. Любовь к себе и окружающим. 3. Отрицание самопожертвования. Хороший человек достоин любви.
Антисфен Свое понимание «секрета чарующего обаяния» Л. Н. Толстой скрыл в главной героине романа «Война и мир» — Наташе Ростовой. На протяжении длительного четырехтомного повествования перед нами проходит значительный отрезок ее жизни. Так, автор показывает нам, что именно благодаря своей любви она преодолевает все препятствия и преграды на жизненном пути. Она сталкивается и со слепящим блеском светского общества,
Именно в этот образ автор вложил свое представление о жизни, которой стоит удивляться при любых обстоятельствах, как например Наташа это делает в Отрадном. «Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда.
Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, — туже, как можно туже — натужиться
Своей жизненной энергией и чарующим обаянием главная героиня может делиться с другими не только на словах, но и наделе. Именно ей предоставляется возможность ухаживать за князем, когда он смертельно ранен. Такое отношение к любимому человеку словно искупает вину за легкомыслие, которое привело к разладу жениха и невесты. И такая, можно сказать, последняя и роковая встреча дает облегчение не только Наташе, но и самому Андрею, в душе которого воцаряется покой. Он не жаждал Тулона, он смог простить своего соперника Анатоля, он осознал самое главное, чему учила его сестра княжна Марья, — прощать.
Наташе отводится роль утешителя и в тот момент, когда Ростовы узнают о смерти Петруши. Дочь смогла поддержать свою мать, которая, возможно, была на грани безумия и за месяц превратилась в полумертвую и не принимающую участия в жизни старуху. Она словно свет в этой семье, который не только находит нужные слова, но и своим теплом, заботой и лаской способен, если не растопить, то исцелить окружающих его людей. Так, любовь к матери дала ей возможность увидеть то, что «сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь».
Однако Наташа далека от того идеала самопожертвования, которое писатель воплотил в образе княжны Марьи Болконской, готовой отдавать себя ради других. В Наташе много жизненных сил и энергии, которые не позволяют ей сидеть на одном месте и сковывать себя рамками каких-то обязательств. Подобное отношение к жизни проявилось в истории с Анатолем Курагиным.
Он смог раскрыть перед ней тот мир, который остался по ту сторону замкнутой и безрадостной жизни, в ожидании вестей от жениха — князя Андрея Болконского. Поэтому через такой поступок героини писатель показывает, что главное оставаться самим собой и быть верным своей стихии. Наташину энергию и подвижность нельзя было замыкать в какие-то условные рамки, год, который должен был пройти до женитьбы. И в данном случае это не проверка чувств, о которой говорил старый Болконский. Это способ изменить человека, которому не свойственно самопожертвование, несмотря на то что его старик наблюдает в своей повседневной жизни на примере своей дочери.
Однако на такое решение оказал влияние и житейский опыт, накопленный годами. Старый Болконский, вероятно, понимал, что жизненная энергия молодой девушки из такой семьи не позволит ей стать матерью для маленького Николеньки. В этом проявляется детская наивность и непосредственность Наташи Ростовой, которые, возможно, и привлекли князя Андрея Болконского. Однако были и другие претенденты на руку Наташи — Борис.
В разговоре с матерью об этом молодом человеке мы узнаем, что графиня уже в 16 лет была замужем. Но Наташа не готова пока к такому шагу. Это не значит, что она не создана для семьи. Но в ней есть тот задор и неудержимое веселье, которое графиня пока еще хочет сохранить в своей дочери.
Возможно, поэтому Борис и не стал мужем Наташи. Торопливость и живость показаны писателем в образе Наташи Ростовой тогда, когда она готовилась к первому балу. Платье ей оказалось длинным, поэтому в тот момент, когда его подшивали, она не грустила и не сетовала на судьбу, ведь наряд можно было подготовить и заранее. Она бегала и смотрела, как одеты графиня и Соня. В ней нет ни капельки печали и сожаления, словно все в своей жизни она делает с величайшей легкостью.
Однако и светская жизнь не затмевает перед Наташей окружающий мир. В любом месте она чувствует себя хорошо. Героиня прекрасно танцует на балу. Но не менее грациозна Наташа и вне бальной атмосферы, в дядюшкином доме. «Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке». В своем танце Наташа Ростова смогла выразить не только то, что от нее ждали окружающие, но и то, что таилось и в ее натуре.
А это русский дух, который не мог быть закрыт никаким иностранным воспитанием. Такой легкий, но в то же время тяжелый путь героини писатель описывает для того, чтобы показать, как прекрасная девушка стала матерью. Она не только не отлучается от своих детей, но и кормит их грудью, что для того времени не было нормой. Наташа интересуется и делами мужа Пьера, несмотря на то что их не одобряет.
В эту пору Ростова прекрасна: «…растрепанная, в халате могла выйти большими шагами из детской с радостным лицом и показать пеленку с желтым вместо зеленого пятном, и выслушать утешения о том, что ребенку гораздо лучше…». На протяжении всего романа Наташа Ростова дарит окружающим свою теплоту и заботу. И потом всю пылкость своей души она переносит в свой дом. Возникает вопрос: а смогла бы она стать тогда прекрасной матерью для Николеньки Болонского. И мы с сожалением, наверное, ответим, что нет.
Наташе нужно было пройти весь тот путь, который представил нам Толстой в романе. В нем должен был быть и первый бал, и первая любовь, и разочарования, и, возможно, война, которая единственная способна показать ценность жизни. Ростовой самой нужно было пройти весь этот путь, чтобы встретить такого человека, как Пьер, и выбрать его себе в мужья и понять, что именно в своей семье она сможет создать прекрасный мир доброты и уюта и раскрыть нам свой «секрет чарующего обаяния».
Он заключается в любви к близким, но без самопожертвования. Его писатель не принимает. Подобное отношение к жизни наглядно показано на Соне, которая написала письмо Николаю, что освобождает его. Она была уверена, что молодой человек примет ее дар самопожертвования и останется с ней. Соня ошиблась.
Только на самопожертвовании, по мнению Толстого, невозможно построить нормальную жизнь. Это не значит, что писатель осуждает действия и поступки княжны Марьи Болконской, в образе которой тоже не мало жертвенности. По сравнению с Соней в ней нет корыстных намерений.
Поэтому при встрече с Ростовым она словно бутон раскрывается. Ведь именно в этот период она находит общий язык и с Наташей. У них есть теперь похожие черты, которые не отталкивают их друг от друга, а наоборот, приближают.
Возможно, в княжне Марье именно в этот момент появляется чарующее обаяние, которое свойственно любимой героини писателя Наташе Ростовой на протяжении всей ее жизни.
«Секрет чарующего обаяния» главной героини романа Л. Н. Толстого «Война и мир»