Семейные обряды и их поэзия

Русская свадьба сохранила следы ранних исторических периодов с их брачными отношениями. Наиболее архаичны отзвуки домоногамных форм брака, восходящие к матриархату. По своему исконному смыслу обряд является женской инициацией, посвящением девушки-невесты в группу матерей.

Древний коллективный характер таких посвящений отражен в девишнике.

В брачных обычаях периода матриархата инициатива принадлежала женщине, нормальным явлением было самопросватывание девушек. В патриархальном обществе все изменилось.

Основная свадебная

игра развертывалась вокруг похищения невесты. Подчеркивалось активное начало со стороны жениха и ритуальритуальное «нежелание» невесты выходить замуж. В доме невесты пели песни, в которых приезд жениха изображался как ветер, буря, сам же он назывался разорителем и погубителем. Все это следы брака-умыкания, то есть такого, в котором невесту похищали.

Следующая форма брака — «купля-продажа», существовавшая, по-видимому, у полян. Жених должен был платить за невесту вено, аналогичное известному у мусульман калыму. В русской свадебной игре разыгрывались сценки выкупа места рядом с невестой, ее косы, приданого.

Выкуп был небольшой, почти символический: подарками, угощением, мелкими деньгами.

Иногда следовало отгадать загадки. Впоследствии вено было заменено приданым.

У девушки среднего состояния в приданое входило до 10 и более рубах, до 10 будничных сарафанов, 10 кусков белого холста, 7 кусков цветного холста, постель, до 50 полотенец, скатерть, полог для перевозки зерна, мешок для муки и т. д. Приданое начинали собирать от рождения. Говорилось: «Дочку в колыбельку — приданое в коробейку». Его складывали в короб, скрыню, сундук.

Невеста с хорошим приданым называлась приданница, с плохим — бесприданница. Вместе с тем главную ценность составляла сама девушка, ее личные качества. Пословица поучала: «Бери бесприданну, но таланну» .

В феодальную эпоху в патриархальной семье сложился брак по воле старших, который до реформ Петра I сохранялся во всех слоях русского общества. Позже он оставался только в крестьянской среде. Брак по воле старших отразил представление народа о семейном быте феодальной эпохи: стабильном, с оберегаемыми традициями.

А. С. Пушкин в «Путешествии из Москвы в Петербург» писал: «Вообще несчастие жизни семейственной есть отличительная черта во нравах русского народа. Шлюсь на русские песни: обыкновенное их содержание — или жалобы красавицы, выданной замуж насильно, или упреки молодого мужа постылой жене. Свадебные песни наши унылы, как вой похоронный.

Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли вышла она замуж? «По страсти, — отвечала старуха, — я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь». — Таковы страсти обыкновенны. Неволя браков давнее зло».

Этнологи полагают, что брачный возраст исторически менялся, поднявшись с 11-12 до 16-17 лет. Связанные с браком по воле старших правила поведения народ закрепил в пословице: «Клавке лицом, по заду дубцом — вот тебе и под венцом!» Утверждалось также: «С кем венчаться, с тем и кончаться «; «Повенчает поп, а развенчает гроб».

Патриархальный брак по воле старших включал в себя как обязательный элемент церковный обряд венчания и начал подчиняться церковным ограничениям. Они распространялись на время для венчания и на степень родства между женихом и невестой.

Венчание не совершается по вторникам и четвергам, ибо предстоящая ночь — постная. По этой же причине не совершается венчание и в субботу: ночь с субботы на воскресенье посвящена Богу. Церковное таинство брака не совершается в великопостный период, начиная с субботы мясопустной недели, в течение сырной седмицы, самого Великого поста и последующей Пасхальной недели.

Венчание также не совершается: в Петровский пост, в Успенский пост, в Рождественский пост и на Святках. Кроме того, венчание не совершается накануне 12 важнейших церковных праздников : Рождества, Крещения, Сретения, Благовещения, Входа Господня в Иерусалим, Вознесения, Троицы, Преображения, Успения Богородицы, Рождества Богородицы, Воздвижения Креста и Введения во храм Богородицы. Не венчали накануне храмовых праздников и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

В кровном родстве по прямым линиям брак запрещается во всех степенях. В родстве по боковым линиям православный брак запрещен до 4-й степени включительно.

Обычно свадьбы играли осенью: от Покрова до Филиппова заговенья ; или зимой: после Крещения и до масленицы. На протяжении всей свадьбы совершались христианские моления, благословения иконой или крестом, зажигание свечей и т. д.

С ростом городов, расслоением деревни и разрушением патриархальной семьи брак по воле старших постепенно стал угасать. Обнищавшие крестьяне, не имея средств сыграть свадьбу, находили выход в так называемых свадьбах — самокрутках. Молодые венчались тайно, а потом выпрашивали прощения. Празднования при этом не устраивалось.

Городской свадебный ритуал формировался на основе традиций сельского окружения того или иного города. Однако он был переориентирован на городские формы, городскую моду. В условиях города более важной сделалась роль профессиональных свах. .

В XX в. процессы разрушения традиционной крестьянской свадьбы ускорились. Для 20-30-х гг. было характерно изживание церковного венчания, в официальный обряд превратилась канцелярская регистрация бракосочетания. Вместе с этим очень упростилась схема обряда и почти выветрилась его поэзия.

В поэзии современной деревенской свадьбы основную роль стали играть частушки, в которых появился новый, нетрадиционный образ девушки-невесты: бойкой, жизнерадостной, острой на язык.




Семейные обряды и их поэзия