«Серебряный век»: модернистский период развития русской поэзии

На изломе ХIХ-ХХ ст. русская поэзия, как и западная, тоже переживает бушующее развитие. В ней доминируют авангардистские и модернистские тенденции. Модернистский период развития русской поэзии конца XIX — начала XX ст. называют «серебряным веком», русским поэтическим ренессансом. Идейной подпочвой развития новой русской поэзии, стал расцвет религиозно-философской мысли, который происходит в России на границе ХІХ-ХХ ст. Новая философия возникает как критическая реакция на позитивизм второй половины XIX ст. с его рациональным отношением

к жизни как к факту бытия исключительно материального.

Новая русская философия, наоборот, была идеалистической, обращалась к иррациональным сторонам человеческого бытия и старалась синтезировать опыт науки, философии и религии.

К основным ее представителям принадлежат Федоров, Бердяев, Флоренский, Лосский, Франк и другие, среди которых наибольшее непосредственное влияние на формирование идейной основы русского поэтического модернизма оказал выдающийся русский мыслитель и поэт Владимир Сергеевич Соловьев.

Его философские идеи и художественные образы стоят возле истоков русского поэтического символизма.

На протяжении «серебряного века» в русской поэзии ярко проявили себя четыре поколения поэтов: бальмонтовское, блоковское, гумилевское и поколение 90-х годов, представленное именами Иванова, Адамовича, М. Цвєтаевой, Ивнева, С. Есенина, В. Маяковского, Оцупа, Шершеневича и многих других. Значительное количество русских писателей вынуждено было эмигрировать за границу. Разгром русской культуры и поэзии «серебряного века» был окончательно завершен осенью 1922 г. принудительной высылкой из советской России за границу 160 известных ученых, писателей, философов, журналистов, общественных деятелей, что положило начало формированию мощной эмиграционной ветви русской литературы и культуры.

Русская поэзия «серебряного века» стала своеобразным подведением итогов двухсотлетнего развития новой русской поэзии. Она подхватила и продолжила лучшие традиции предыдущих исторических этапов развития и вместе с тем обратилась к существенной переоценке ценностей художественных и культурологических приоритетов, которые направили ее развитие.

В истории развития русской поэзии «серебряного века» наиболее ярко проявили себя три направления: символизм, акмеизм, футуризм. Отдельное место в русском поэтическом модернизме начала XX ст. занимают так называемые «новые крестьянские» поэты, а также поэты, творчество которых четко не соотносится с определенным художественным направлением.

Символизм. Первым из новых направлений появился символизм, который и положил начало «серебряному веку» русской поэзии. Символизм — литературное направление конца XIX — начала XX столетия, основной чертой которого является то, что конкретный художественный образ превращается в многозначный символ.

Символизм рождается во Франции.

Символизм противопоставил свои эстетичные принципы и поэтику реализму и натурализму — направлениям, которые он решительно возражал. Символисты не заинтересованы в воспроизведении реальной действительности, конкретного и предметного мира, в простом изображении фактов повседневной жизни, как это делали натуралисты. Именно в своей оторванности от реальности художники-символисты и видели свое преимущество над представителями других направлений.

Символ является фундаментом всего направления.

Символ помогает художнику отыскать «соответствия» между явлениями, между реальным и таинственным мирами. Точкой отсчета русского символизма стала деятельность двух литературных кружков, которые возникли почти одновременно в Москве и Петербурге на почве общей заинтересованности философией Шопенгауэра, Ницше, а также творчеством европейских символистов. В конце 90-х годов XIX ст. обе группы символистов объединились, создав таким образом единое литературное направление символизма.

Тогда же в Москве возникает и издательство «Скорпион» , вокруг которого группируются русские символисты. Русских символистов принято разделять на старших и младших. К старшим символистам, которые пришли в литературу в 1890- е годы относятся Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Федор Сологуб и другие. Идейную подпочву своих взглядов старшие символисты выводили преимущественно из установок французского символизма, на который главным образом и ориентировались, хотя полностью не отбрасывали и достижений русской идеалистической мысли.

Молодые символисты, которые вступали в литературу уже в начале XX ст. , больше ориентировались на философские поиски собственно русской идеалистической мысли и традиции национальной поэзии, называя своими источниками поэзию В. Жуковского, Ф. Тютчева и А. Фета. Свою деятельность поэты-символисты сравнивали с теургией, а своим стихам часто старались придать признаки ритуально-магического текста, похожего на заклинание.

Содержание символических образов прежде всего рассчитано на то, чтобы возбуждать в воображении слушателя сложную игру ассоциаций, связанных с соответствующим эмоциональным настроением и лишенных четко очерченной предметной основы. Особое значение символисты придавали звучанию стиха, его мелодике и звуку, а также малоупотребительной поэтической лексике. Звук стиха они сравнивали с музыкой, а последняя ассоциировалась у них с вершиной искусства и оптимальным средством для выражения определенного символического содержания.

Символизм сыграл чрезвычайно важную роль в развитии русской поэзии «серебряного века». Он, во-первых, вернул поэзии ту значимость и тот авторитет, которые она потеряла в литературе реализма, сориентированной на прозу, и, во-вторых, заложил традиции, на которых выросли другие направления развития русской поэзии начала XX ст. и прежде всего акмеизм и футуризм.




«Серебряный век»: модернистский период развития русской поэзии