«Серебряный век»: модернистский период развития русской поэзии
На изломе ХIХ-ХХ ст. русская поэзия, как и западная, тоже переживает бушующее развитие. В ней доминируют авангардистские и модернистские тенденции. Модернистский период развития русской поэзии конца XIX — начала XX ст. называют «серебряным веком», русским поэтическим ренессансом. Идейной подпочвой развития новой русской поэзии, стал расцвет религиозно-философской мысли, который происходит в России на границе ХІХ-ХХ ст. Новая философия возникает как критическая реакция на позитивизм второй половины XIX ст. с его рациональным отношением
Новая русская философия, наоборот, была идеалистической, обращалась к иррациональным сторонам человеческого бытия и старалась синтезировать опыт науки, философии и религии.
К основным ее представителям принадлежат Федоров, Бердяев, Флоренский, Лосский, Франк и другие, среди которых наибольшее непосредственное влияние на формирование идейной основы русского поэтического модернизма оказал выдающийся русский мыслитель и поэт Владимир Сергеевич Соловьев.
Его философские идеи и художественные образы стоят возле истоков русского поэтического символизма.
Русская поэзия «серебряного века» стала своеобразным подведением итогов двухсотлетнего развития новой русской поэзии. Она подхватила и продолжила лучшие традиции предыдущих исторических этапов развития и вместе с тем обратилась к существенной переоценке ценностей художественных и культурологических приоритетов, которые направили ее развитие.
В истории развития русской поэзии «серебряного века» наиболее ярко проявили себя три направления: символизм, акмеизм, футуризм. Отдельное место в русском поэтическом модернизме начала XX ст. занимают так называемые «новые крестьянские» поэты, а также поэты, творчество которых четко не соотносится с определенным художественным направлением.
Символизм. Первым из новых направлений появился символизм, который и положил начало «серебряному веку» русской поэзии. Символизм — литературное направление конца XIX — начала XX столетия, основной чертой которого является то, что конкретный художественный образ превращается в многозначный символ.
Символизм рождается во Франции.
Символизм противопоставил свои эстетичные принципы и поэтику реализму и натурализму — направлениям, которые он решительно возражал. Символисты не заинтересованы в воспроизведении реальной действительности, конкретного и предметного мира, в простом изображении фактов повседневной жизни, как это делали натуралисты. Именно в своей оторванности от реальности художники-символисты и видели свое преимущество над представителями других направлений.
Символ является фундаментом всего направления.
Символ помогает художнику отыскать «соответствия» между явлениями, между реальным и таинственным мирами. Точкой отсчета русского символизма стала деятельность двух литературных кружков, которые возникли почти одновременно в Москве и Петербурге на почве общей заинтересованности философией Шопенгауэра, Ницше, а также творчеством европейских символистов. В конце 90-х годов XIX ст. обе группы символистов объединились, создав таким образом единое литературное направление символизма.
Тогда же в Москве возникает и издательство «Скорпион» , вокруг которого группируются русские символисты. Русских символистов принято разделять на старших и младших. К старшим символистам, которые пришли в литературу в 1890- е годы относятся Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Федор Сологуб и другие. Идейную подпочву своих взглядов старшие символисты выводили преимущественно из установок французского символизма, на который главным образом и ориентировались, хотя полностью не отбрасывали и достижений русской идеалистической мысли.
Молодые символисты, которые вступали в литературу уже в начале XX ст. , больше ориентировались на философские поиски собственно русской идеалистической мысли и традиции национальной поэзии, называя своими источниками поэзию В. Жуковского, Ф. Тютчева и А. Фета. Свою деятельность поэты-символисты сравнивали с теургией, а своим стихам часто старались придать признаки ритуально-магического текста, похожего на заклинание.
Содержание символических образов прежде всего рассчитано на то, чтобы возбуждать в воображении слушателя сложную игру ассоциаций, связанных с соответствующим эмоциональным настроением и лишенных четко очерченной предметной основы. Особое значение символисты придавали звучанию стиха, его мелодике и звуку, а также малоупотребительной поэтической лексике. Звук стиха они сравнивали с музыкой, а последняя ассоциировалась у них с вершиной искусства и оптимальным средством для выражения определенного символического содержания.
Символизм сыграл чрезвычайно важную роль в развитии русской поэзии «серебряного века». Он, во-первых, вернул поэзии ту значимость и тот авторитет, которые она потеряла в литературе реализма, сориентированной на прозу, и, во-вторых, заложил традиции, на которых выросли другие направления развития русской поэзии начала XX ст. и прежде всего акмеизм и футуризм.
«Серебряный век»: модернистский период развития русской поэзии