Сервантес «Дон Кихот»
Рыцари прошлого… Они смущают души женской половины общества уже на протяжении нескольких столетий. Или, может, то живет в наших душах тоска по неведомой прошлым, или не хватает силы и мужества в наших современниках. Юношам же в очертаниях предыдущих эпох мерещатся рыцарские турниры и знаменитые победы.
А знаменитейшие кодексы чести! Или и в самом деле придерживались их воины прошлого, или это только выдумка? Даже если выдумка, то такая, которую следует подражать. Недаром же эпоху Возрождения называют эпохой титанов. Одним из них был бедный
Мы почти ничего не знаем о Дону Кихота, кроме того, что его имущество состоит из унаследованного давнего щита, копья, худой лошади и охотничьей собаки. Как дворянин он имеет возможность бывать на охоте. Мы узнаем, что герою около пятидесяти лет, но не знаем, откуда он родом, кто его родители, чем занимался до сих пор.
Но на наших глазах герой перевоплощается у безрассудного рыцаря.
Начитавшись рыцарских романов, Алонсо Кихано вообразил себя одним из них, назвавшись Дон Кихотом. Но ему по душе
Мир реальный вытесняется светом фантастическим. В воображении кобыла становится боевым конем, а сам он — бедный дворянин — странствующим рыцарем, защитником обездоленных. Первое приключение Дон Кихота выглядит очень комической, когда он ведет бой с ветряными мельницами, усматривая в них великанов. Иногда этот взрослый мужчина кажется ребребенком в своем понимании действительности.
Он верит в человеческую порядочность там, где ее нет. В эпизоде с побитым мальчиком-пастушком Дон Кихот, как и мальчик, выглядит трагическим. Мальчик — от побоев богатея, который не платит ему денег за работу, Дон Кихот — от своей слепой веры в человека.
Смешным оказывается и героизм рыцаря, ведь хозяин постоялого двора не нуждается в наказании своих оскорбителей, он требует от Дон Кихота денег за ночевку. Во время противопоставления автором Дон Кихота дону Диего оказываются высокие порывы одного и мелкое благополучие другого.
И хотя поединок с левом тоже выглядит комически, герой возникает перед нами человеком очень смелой, тем не менее он живое в фантастическому выдуманном миру. Кульминационным моментом столкновенья его с действительностью становится пребывание в герцогском замке. Вельможи поняли безумие Дон Кихота, как понимали его все, кроме разве что Санчо Пансы и разбойника Роне Гинари, которые не наносили ему ни морального, ни физической боли. А просвещенные и утонченные вельможи издеваются над рыцарем. В словесных поединках и рыцарь, и оруженосец выходят победителями, но подлость господствующего класса таки победила.
Герцог и герцогиня выставили гостей шутами, а со временем нанесли и физической боли, натравив разъяренных кошек, и побили. Но разочарование рыцаря появилось значительно позднее, даже не тогда, когда он понял, что не может освободиться от чар своей Дульсинеи, а тогда, когда понял, что люди не боряться со взлом и не стараются его искоренить. Дон Кихот умирает, но его благородные порывы остаются жить в возрастах.
А еще остается с нами его добрая мудрость: «Свобода, Санчо, есть одной из наиболее дорогих щедрот, которые небо выливает на людей; с ней не могут сравниваться никакие сокровища… Ради свободы, так же, как и ради чести, можно и должно рисковать жизнью, и, наоборот, неволя есть наибольшим из несчастий, которые только могут случиться с человеком». Гете считал, что жизнь, прожитое без пользы, подобный смерти. Подобной точки зрения придерживалось большинство гениев XIX столетие. А что думали о содержании жизни предшественники Гете, представители литературных кругов эпохи Возрождения?
Ведь они стояли возле истоков новых представлений о человеке, нового взгляда на окружающий мир. Каждый из титанов Возрождения сделал свой взнос в развитие этой эпохи. Величественные образа Дон Кихота и его оруженосца Санчо Пансы воплотили сложные противоречия испанской действительности ХVI-XVII столетий, трагедию большой эпохи Возрождения в истории человечества. Дон Кихот, представляет собой авторское понимание человеческой сущности — благородной, прекрасной, внутренне свободной, достойной увлечение. Дон Кихот и Санчо — представители разных общественных слоев.
Но оба они свободные от внешних авторитетов и запретов. Дон Кихот смело порывает со своим классом, с обычным образом жизни у имени большой цели служения человечеству. Он смело берется защищать обездоленных, так как понимает, что Бог создал всех людей свободными.
История литературы знает немало случаев, когда произведения писателя были очень популярны за его жизнь, но миновало время, и их забывали почти навсегда. ЕСТЬ и другие примеры: писателя не признавали современники, а настоящую ценность его произведений открывали следующие поколения. Но в литературе есть очень немного произведений, значение которых невозможно преувеличить, так как в них созданные образа, которые волнуют каждое поколение людей, образа, которые надышат на творческие поиски художников разных времен.
Такие образа имеют название «вечных», так как они носители черт, которые всегда присущие человеку.
Бессмертная книга родилась из замысла написать пародию и высмеять рыцарские романы, такие популярные в Европе XVI столетие, когда жил и создавал Сервантес. И замысел писателя ширился, и на страницах книги оживала современная ему Испания, изменялся и сам герой: из пародийного рыцаря он вырастает в фигуру смешную и трагическую. Конфликт романа вместе с тем исторически-конкретный и универсальный. Суть конфликта: столкновенье идеальных норм и представлений о действительности с самой действительностью — не идеальной, «земной».
Образ Дон Кихота стал вечным тоже благодаря своей универсальности: всегда и всюду есть благородные идеалисты, защитники добра и справедливости, которые отстаивают свои идеалы, но не в возможности реально оценить действительность. Возникло даже понятие «донкихотство».
Дон Кихота объединяется с комизмом ее внешних проявлений. Второй важный вечный образ романа — остроумный и земной Санчо Панса. Он полная противоположность Дон Кихоту, но герои неразрывно связаны, они похожие один на один в своих надеждах и разочарованиях. СерванТес показывает своими героями, которые действительность без идеалов невозможная, но они должны основываться на реальности.
Совсем другой вечный образ возникает перед нами в трагедии Шекспира » ГамЛет». Это глубоко трагический образ. Гамлет хорошо понимает действительность, трезво оценивает все, что происходит вокруг нього, твердо стоит на стороне добра против злая. Но его трагедия заключается в том, что он не может перейти к решительным действиям и подвергнуть наказанию зло.
Его нерешительность не является проявлением трусливости, он смелый, откровенный человек. Его нерешительность — следствие глубоких раздумий о природе зла. Обстоятельства требуют от него убить убийце своего отца.
Он колеблется, так как воспринимает эту месть как проявление зла: убийство всегда останется убийством, даже когда убивают негодяя. Образ Гамлета — это образ человека, который понимает свою ответственность в решении конфликта добра и злая, которая стоит на стороне добра, но ее внутренние моральные законы не разрешают перейти к решительным действиям. Неслучайно этот образ приобрел особое звучание в XX столетии — поры социальных потрясений, когда каждый человек решал для себя вечное «гамлетовский вопрос».
Сервантес «Дон Кихот»