Шедевр романтической музыкальности «Эолова арфа» Жуковского
«Эолова арфа» — шедевр Жуковского, в котором он предстает как романтический поэт-художник и поэт-музыкант. Музыкальное начало в этой балладе особо акцентировано в самом названии произведения, в его поэтической теме. Любовь — прекрасная мелодия, прозвучавшая в сердце человека; в балладе создан образ арфы любви.
Арфа у Жуковского — широкий романтический символ, подчинивший себе всю поэтику стихотворения.
«Эолова арфа» может служить образцом романтической музыкальности. Все стихотворение основано на ассоциациях со
Они непримечательны, не выделяются, а скорее стушевываются в стихотворной
На таком общем музыкальном фоне дан причудливый звуковой рисунок, асимметричный, неровный, динамичный, взволнованный. Три четырехстопных амфибрахия сочетаются с пятью двухстопными.
Ударный сильный звук арфы напоминает начало строфы, короткое и энергичное ; вторая строчка — уже длинная, словно передающая продолжительное звучание струны и ее постепенное затухание:
Владыко Морвены, Жил в дедовском замке могучий Ордал…
Затем «зазвенела» вторая струна, а дальше «рокочут» струны арфы в трех коротких стихах двухстопного амфибрахия, и, наконец, происходит медленное затухание музыкального звука в длинном стихе:
Прибрежны дубравы Склонялись к водам, И стлался кудрявый Кустарник по злачным окрестным холмам
Обычно первые две строчки составляют одно предложение или относительно законченный отрезок речи — ударный, семантически особенно значимый. Следующие шесть строчек — это смысловые отзвуки уже сказанного, дополнения, конкретизации, развитие мысли, все подчинено первым двум строчкам строфы. Строфа подобна завершенной, целостной музыкальной фразе с ускорением в начале и замедлением в конце.
Вся баллада представляет собой сочетание музыкально-семантических потоков, каких-то звуковых и смысловых лент, вьющихся как внутри строфы, так и переходящих от одной строфы к другой. Серией разноплановых ассоциаций он с большой силой воздействует и на сознание, и на безотчетные эмоции и настроения читателя. Музыкальная ассоциация, лежащая в основе структуры строфы — звуки стихов напоминают звуки арфы,- дополняется новыми ассоциативными лентами.
Во вступлении, прелюдии, прозвучала музыкальная тема воинственного и грубого Ордала, владыки Морвена, из дедовского зубчатого замка, возвышающегося среди дубрав. Главные же мелодии баллады, взаимосвязанные и сливающиеся,- это музыкальные темы Минваны и Арми-ния. Сходные несчастные судьбы, взаимная любовь, общее горе разлуки как бы заложены в сходно звучащих именах, содержащих слог «мин». У Жуковского родные души имеют и родственные имена.
Имя Минваны, ее образ окружены семантико-музыкальным ореолом, что свидетельствует об очаровании девушки. Музыкальная структура портрета примечательна. Поэт трижды в строфе повторил, что Минвана «младая», два раза уподобил ее «красу» заре, дважды сказал о ее приятности, в этом же семантическом ряду определений ее очарования следуют относящиеся к ней слова: «золотой», «сладкое», «как роза», «прекрасней» «прелестней», «пламень во взорах сиял». Слова-повторы, слова-синонимы, слова одного смыслового гнезда, слова одной эмоционально-экспрессивной оценки собраны вместе и внушают одну мысль — об очаровании красавицы. Семантическая тема переплетается с музыкальной.
Обе стихотворные строчки — «Младая Минвана…»; «Как зыби тумана…» — первостепенной значимости, в них заключен меланхолический смысл баллады, философия жизни. Жуковский не столько высказывает, сколько навевает мысль о золотой молодости, тающей, как туман, о прелести кратковременного цветения юных роз; также значимо сложное сопоставление человеческой жизни с потоком воды: журчанье потока — приятность речей, журчанье — дыханье; ведь жизнь человека подобна потоку воды.
Звуковая и смысловая «лента»- младая Минвана, зыбь тумана, поток воды — разовьется в следующих строфах баллады, в длинной серии смысловых вариаций.
Они включают рифмы, ассонансы, аллитерации, смысловые рифмы: мерцанье луны, струистое сиянье — тайное свиданье, луна — она, луной — душой, луны — волны, воды — годы, берут — унесут, глядеть — улететь, воды льются, быстрые воды, поток лют, быстрые годы, годы бегут, Минвана грустит — поток говорит. В балладе создана особая эмоционально-эстетическая атмосфера. В последней строфе стихотворения все звуковые и смысловые струи отдельных строф и частей произведения соединяются:
И нет уж Минваны… Когда от потоков, холмов и полей Восходят туманы И светит, как в дыме, луна без лучей Две видятся тени: Слиявшись, летят К знакомой им сени… И дуб шевелится, и струны звучат.
Строфа наполнена отзвуками прошлой жизни героев, отзвуками содержания предыдущих строф, звучанием эоловой арфы. В этом — меланхолическая прелесть строфы и стихотворения в целом. В слонах-образах, в звуковых повторах-вариациях — целая философия жизни и любви: идея очарования молодой любви, ее хрупкости и ненадежности, порицание грубой силы, разрушающей человеческое счастье, идея трагической невозможности остановить прекрасное мгновение юной любви, грустного примирения с неумолимым законом изменчивости жизни, но и утверждение торжества любви как высшей духовности, неподвластной грубой силе.
Шедевр романтической музыкальности «Эолова арфа» Жуковского