Шиллер и Гете — два представителя культуры 18 века

Иоганн Вольфганг Гете родился 28 августа 1749 г. во Франкфурте-на-Майне, в семье состоятельного бюргера; увлечение тогдашней немецкой и французской поэзией, особенно «Мессиадой» Клопштока… В 1765-1768 гг. Гете обучался юридическим наукам в Лейпцигском университете, а после перерыва из-за болезни учился в 1770-1771 гг. в университете Страсбурга, где получил степень лиценциата права.

Уже лейпцигский и страсбургский периоды отмечены интересом молодого Гете не только к литературе, но и к философии, что выразилось прежде всего в критике «школьной»,

«профессорской философии» в сочинении «Collegium logicum».

В Страсбурге Гете познакомился и общался с Гердером, чьи философские и эстетические исследования повлияли на углубление философских знаний юноши. Первые поэтические опыты Гете — это его лирика, тяготевшая к жанру народной песни и драмы, в центре которых героическая личность немецкой истории. 7 ноября 1775 г. Гете, прибыв в Веймар по приглашению молодого герцога Карла Августа Саксонского, стал его советником. С Веймаром оказалась связанной вся последующая долгая жизнь великого поэта и ученого.

В 1790 г. он набросал первый фрагмент задуманного

еще в Страсбурге «Фауста»; в 1789-1794 гг. Гете создал цикл «Рейнеке-лис» , в 1775-1786 гг. писал и переписывал драму «Ифигения в Тавриде» . В 1780 Гете начал, а в 1789 г., в канун французской революции, закончил драму «Торквато Тассо». Работа над «Эгмонтом», исторической драмой, которую он писал с 1775 г., продолжалась 13 лет.

К 1794 г. относится знаменательное событие в жизни Гете — знакомство и дружба с Шиллером. То была дружба двух гениев немецкого духа, дружба-спор. В 1797 г., в ходе дискуссий с Шиллером, Гете написал статью «Об эпической и драматической поэзии». Весьма важным было то, что творческое общение Шиллера и Гете касалось не только литературы.

Шиллер в то время увлекался Кантом; с Гете он вел дискуссии о кантовской, а потом и о фихтевской, шеллинговской, гегелевской философии.

Иоганн Фридрих Шиллер — одна из самых ярких фигур в немецкой культуре. Прославившийся как выдающийся поэт, Шиллер вместе с тем был историком и философом. Мировоззрение Шиллера, его идеи и произведения тесно связаны с развитием немецкой классической философии. Исследователи его творчества с определенным правом различают путь идейного развития Шиллера до увлечения философией Канта и после того, как он сделался горячим последователем и пропагандистом кантовского учения.

Шиллер, как Гегель и Гельдерлин, происходил из Швабии; в 1773-1780 гг. он учился медицине в Штутгартской академии.

Философские идеи самого Гете — это, впрочем, не только и даже не столько его полемика с философами своей эпохи, сколько философское содержание таких выдающихся произведений, как «фауст», как философская лирика и философско-эстетические идеи и сочинения. В эстетике он, начиная с первых своих произведений, страстно выступал против устаревших художественных канонов за новаторство в искусстве. Вместе с тем, призыв к новаторству парадоксальным, но органичным образом объединялся у Гете с поклонением античным идеалам красоты, что было вообще весьма характерно для культа античности, коему отдали дань многие выдающиеся деятели немецкой культуры — Винкельман, Шиллер, романтики, особенно Гельдерлин, Гегель и др.

Еще в 80-х годах Шиллер писал философские и эстетические сочинения. Исключительно плодотворной деятельность Шиллера была в 90-е годы. Он занимался проблемой трагического. Но главные сочинения, заложившие основы шиллеровской эстетики, — «Об эстетическом воспитании человека» , «О наивной и сентиментальной поэзии» — относятся уже к опосредованному влиянием Канта периоду творчества Шиллера. В произведении «О наивной и сентиментальной поэзии» Шиллер дает своеобразную типологию культуры в связи с историческими этапами в отношениях человека и природы, человека и общества. «Наивная» поэзия отмечена наибольшей близостью к природе, тогда как поэзия «сентиментальная» — тяготением к идеалу, к пластически совершенной форме. При этом «сентиментальный» художник или отвергает действительность, всегда противоречащую идеалу, или выражает состояние неизбывной тоски как следствие несбыточного’идеала.

Эстетические размышления Шиллера тесно связаны с его художественным творчеством. Философична лирика Шиллера. Драмы и трагедии Шиллера — «Разбойники», «Мария Стюарт» , «Орлеанская дева» , «Мессинская невеста» , «Вильгельм Телль» , два акта незаконченной драмы «Дмитрий» , работа над которой была прервана смертью, — это целый мир характеров, художественных образов, воплощенных эстетических принципов, нравственно-гуманистических ценностей. Народ, героическая личность, борьба за свободу, историческая судьба — в центре творчества Шиллера.

Шиллер испытал влияние различных философских учений и направлений: британской моральный философии, историзма Гердера. Но влияние Канта оказалось решающим. Вместе с тем, кантонскую философию Шиллер воспринимал по-своему.

Главное, что привлекало в Канте великого поэта и драматурга, — кантовское учение об антиномиях. Ибо это отвечало трагическому мироощущению Шиллера, сосредоточенному вокруг противоречий, коллизий, разладов: разлада идеала и действительности, природы и человека, тела и духа, формы и материи, субъекта и объекта, понятия и созерцания, правила-нормы и чувства. И хотя Шиллер, как и Гете, — а после того, как началась дружба с Гете, под его непосредственным влиянием, — тяготел к целостному, к синтезу, к единству, тем не менее категории разлада, антиномичности явно брали верх над понятиями, символизирующими столь желанное гармоническое единство.

Гете и Шиллер в согласии друг с другом отстаивали идеи эстетического воспитания; оба они считали самым «гармоничным» временем истории античность, прославляли идеалы и образы античного искусства. Однако, если и существовали между двум великими поэтами Германии принципиальные расхождения, они касались именно философии. Гете, о чем говорилось раньше, высоко ценил Канта, отмечал его глубокое влияние на немецкую культуру.

Но в отличие от Шиллера он считал, что подчинение литературы философским конструкциям неплодотворно.

В частности, ему представлялось, что «игра» литераторов в антиномии, противоречия, конфликты ведется по «подсказке философии» и создает опасный крен и для литературы, и для поверившего в нее человека. Гете надеется, что жизнь мудрее, целостнее поэзии. Этические воззрения Гете и особенно Шиллера дали толчок к оформлению и самоопределению влиятельного направления немецкой, да и всей мировой культуры — романтизма.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Шиллер и Гете — два представителя культуры 18 века