Школьное сочинение по творчеству Александра Олеся
Александр Иванович Кандиба родился 5 декабря 1878 г. в г. Лед в зажиточной крестьянской семье. В феврале 1919 г. О. Олесь в составе дипломатической миссии выехал в Венгрию. Позднее он жил в Вене и Берлине, окончательно поселился в Праге, где и провел остаток жизни. Умер О. Олесь 22 июля 1944 г. в Праге.
Его сын Олег Кандиба также стал известным поэтом. Первый поэтический сборник О. Олеся «С печалью радость обняла» вышла 1907 г. в Петербурге. Поэт внес в украинскую литературу новые образа и ритмы. Отсутствие поучительного тона в поэзиях О. Олеся воспринималась
Модернистская основа мироощущения поэта проявилась в трагическом противопоставлении мечтаний и реальности, преходящего и вечного.
Неповторимость творчества этого поэта критика заметила сразу. Александр Олесь — прирожденный поэт, который выстроил собственный мир слова и ощущений. Время довело, что этот мир, в котором «с печалью радость обняла», не чужой современному читателю. После праздника в Полтаве в честь открытия памятника Котляревському О. Олесь осознал себя украинским поэтом, «большей частью гражданским, и представителем украинской интеллигенции того времени».
Именно это осознание дало толчок буйному расцвету творчества Олеся в 1905-1907 годах. Недаром его называли певцом революции 1905 года:
Ø Я верю в чудо! Ø Придет время,- И свободные и равные встанут люди Ø И осуществят мечты все!
В революции Олесь видел надежду на возрождение. Но но у него не было четких идейно-общественных взглядов. Поэт так и не смог определить социальной сути революции. Расположения духа поэта резко изменяются от боевых, призывных к трагическим:
Сегодня более не рабы: Звучат лозунги борьбы! Иду, отравленный, прибитый, Иду, несу адскую боль.
Свое поэтическое кредо О. Олесь определил в стихе «С печалью радость обняла». Так, как не бывает радости без печали, так и печали без радости. Наверное, жизнь — это химерическое сплетение боли, тоски с любовью, счастьем. Разве мог бы человек ощутить радость, если бы не знал, что такое печаль. По-моему, в искусстве, как и в жизни, нет «белого» без «черного».
От того, как составляется жизнь художника, зависит тональность его творчества. О. Олесь и сам не знал, кто сильнее: печаль или радость. Эти чувства одинаково дорогие сердцу, так как они наснажують и питают его творчество. Конечно, печаль с радостью в объятиях — это образ самой жизни.
Образ этот динамический: радость летит, потом снова все повторяется. В бесконечной борьбе между собой эти двое противоположных чувств разминаются на один миг, а в следующий еще крепче сливаются в объятиях. Их нельзя разнять, остановить, познать.
Их можно лишь ощутить и передать словом, которое будет поражать сердце, если оно правдивое. А что такое, правда жизни? Она в постоянном изменении чувств, во взаимосвязи радости и тоски. О. Олесь пишет об этом так:
Летает радость, счастье светлое, Звенят птички в садах густых, Смеются снова травы, цветы. А слезы еще дрожат на них.
Тему печали и радости Александр Олесь продолжает в стихе «Астры». Жизнь цветов — это жизнь людей, в котором одни стремятся покоя и призрачного счастья, другие же, наоборот, — борьбы и действия. Астры грезят о солнечных днях и весне и вдруг видят, что вокруг — тюрьма и жить напрасно.
Они умерли, и над ними засияло солнце. Судьба подвергает испытанию человека горем, смертью, несчастьем для того, чтобы победила надежда. Жизни не на исходе, оно торжествует. Этого не поняли цветы — они погибли, так и не дождавшись солнца.
Аллегория стиха поняла: не повиноваться судьбы, а приобретать ее и верить, ведь солнце обязательно засияет. О. Олесь иронизирует над астрами: «И здесь, как на смех, засияло солнце над ними». Он понимает всю бестолковость и иллюзорность их мечтаний о «ясной сказке», где вечная весна. «Астры» — это поэзия о цветах, по-настоящему очеловеченная автором. Стих побуждает задуматься и ощутить, что жизнь дается человеку один раз.
Сломленный человек мертв для мира, непоколебим -, бессмертен.
В поэзии «Слово родное! Орел скованный!» Олесь не воспевает слово, как в предыдущем стихе, а призывает его сначала стать мечом, а в следующей строке — солнцем. Солнце и меч — противоположные символы. И это не является свидетельством побежалости мысли автора.
Слово, в понимании Олеся, — это единство противоположностей. Это скованный орел, певческий и забытый гром. И сила слова в том, что слово-солнце, просветив край, вселяет надежду у бессмертия народа. О. Олесь убежден, что народ живой до тех пор, пока живое его слово.
Для Александра Олеся судьба родной земли, как и его личная, неотделимая от судьбы родного слова. Возможно, именно поэтому, когда Олесь оказался в эмиграции, его надежда так и не поднялась к тем высотам, которых она достигла тогда, когда художник был вместе со своим народом. Потерялась кровная связь, которая питала творчество Олеся.
А без родного края он перестал быть самым собой. Он хотел и не смог возвратить к себе, хотя еще в 1907 году писал:
Я в поле буду сам стоять, Сабли вражеские отбивать. Вы не пугайтесь! У меня крыла, В крови — огонь, в души — любовь…
Александр Олесь обычно знал, что не будет другой весны, другой любви, другой родной земли, другой судьбы, чем и, которая есть, в которой неразрывно с «кручиной радость обняла». Возможно, иногда поэт жалел за тем, как сложилось его жизнь, тем не менее, мужественно износил удары судьбы, не составлял руки, а работал к последнему своему дыханию. Олесь любил жизнь и знал ей цену.
Школьное сочинение по творчеству Александра Олеся