«Школьные» стихи Некрасова
Среди стихотворений Н. А. Некрасова особо следует отметить стихи о детях: «Школьник» , «Плач детей» , «Крестьянские дети» . Каждое из них рисует жизнь и участь детей из народа. В стихотворении «Школьник» поэт рассказал о встреченном в пути мальчике: он бос, на нем рваная рубаха, но в котомке у него книжка.
Знаю: батька на сынишку Издержал последний грош. Знаю: старая дьячиха Отдала четвертачок, Что проезжая купчиха Подарила на чаек.
Или, может, ты дворовый Из отпущенных?.. Ну, что ж! Случай тоже уж не новый Не робей, не пропадешь!
Вот
Будешь в университете — Сон свершится наяву! Будет «поприще широко»-только работай. За эту тягу к свету, к знанию поэт глубоко любит родную Русь.
Не бездарна та природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа Столько славных то и знай…
В этих людях, добрых, благородных, сильных любящей душой видит Некрасов будущее родины.
В стихотворении «Плач детей» говорится о страшной судьбе детей, погибающих на фабричной работе:
Колесо чугунное вертится, И гудит, и ветром обдает, Голова пылает и кружится, Сердце бьется, все кругом
Колесо вертится, и нет никакой надежды на отдых. Бесполезно плакать и молиться, Колесо не слышит, не щадит: Хоть умри — проклятое вертится, Хоть умри — гудит — гудит — гудит! В изображении Некрасова колесо становится символом беспощадной эксплуатации детского труда.
Поэт со скорбью взывает к людям: «…вы слышите ли, братья, тихий плач и жалобы детей?» Эти стихи — гневное обвинение тем, кто лишил детей «золотой поры малолетства». Впервые в стихах о детях прозвучали столь горькие и суровые интонации.
В отрывке из поэмы «Крестьянские дети» поэт рассказывает о том, как рано у крестьянских детей кончалось детство,- уже в шесть лет Влас исполняет работу взрослого мужчины. С добрым, но горьким юмором нарисован образ этого «мужичка с ноготок»; поэт говорит далее о своей горячей любви к русской земле, ее народу-труженику и о непримиримой вражде к тем, кто отнимает у народа свободу, а у детей — детство.
Некрасов был верен идеалам революционной демократии — он рассматривал поэтическое творчество как правдивый рассказ о жизни, как дело служения идеалам свободы ради победы над всеми силами социального угнетения. Сострадание и любовь к народу, вера в его силы воодушевляли поэта. Таким он оставался и в стихах, предназначенных детям. Он рассказывал им правду о жизни, не скрывая и «зрелища смерти и печали», учил уважать труд и людей труда. Поэт хотел воспитать в детях чувство гражданской совести и долга перед своим многострадальным народом.
Педагогические установки детской поэзии Некрасова находились в полном согласии с революционно-демократическими устремлениями его творчества. В объединении этих начал и состоит существо глубоко новаторской поэзии Некрасова как детского поэта. «
«Школьные» стихи Некрасова