Сила характера Катерины в драме А. Н. Островского «Гроза»
Пьеса Островского была написана в 1859 году, во время подъема революционного движения масс, в эпоху, когда личность вставала на борьбу за свое раскрепощение. » Гроза «, по мнению Н. А. Добролюбова, «самое решительное произведение Островского», потому что в ней показан сложный, трагический процесс раскрепощения оживающей души. В пьесе мрак борется со светом, взлеты сменяются падениями, здесь показана и живучесть морали «темного царства», и ее шаткость, и сила характера, которая смогла перешагнуть через нее даже ценой собственной жизни.
Светлым и тихим было ее детство. Екатерина ходила в церковь, слушала рассказы путешественниц, вышивала золотом по бархату. Но религиозность Катерины — это вера в волшебные сказки, которые она слушала в детстве.
В религии Катерину привлекает красота переводов, церковная музыка, иконопись, «ее воображение работает неутомимо и уносит ее в новый мир», тихий и светлый.
Смелый и решительный характер Катерины проявляется еще в детстве. Она рассказывает Варваре: «Я еще лет шести
Светлое детство прошло, и Катерину выдают замуж за нелюбимого человека. Жизнь в доме свекрови сразу не понравилась Екатерине. Вздорная и жестокая Чабаниха, которая своих родных «поедом ест», «точит, как ржавчина железо», стремится подавить свободолюбивую натуру Катерины. Но героиня смело вступает в борьбу с Чабанихой. Честная и правдолюбивая, Екатерина не может приспосабливаться к жизни «темного царства». «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» — Решительно говорит она Варваре.
Нежно и страстно Екатерина любит Бориса. Ее любовь — это тоже протест против моральных устоев «темного царства». Сила ее чувства такова, что она готова пренебречь общественными обычаями и религиозными понятиями: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!». Две недели она встречалась с Борисом, но вот приезжает Тихон.
Напуганная грозой и причитаниями полусумасшедших барышен, Катерина во всем признается мужу.
«Что, сынок? Куда свобода-то ведет? Говорила я, так ты слушать не хотел.
Вот и дождался!» — со злостью говорит Чабаниха Тихону.
Но мы видим, что в этой борьбе морально побеждает Катерина, а не Чабаниха. Протест Катерины растет. Она готова на все, поэтому просит Бориса взять ее с собой.
Но Борис «не по своей воле» уезжает, он полностью зависит от своего дядюшки, купца Дикого.
Последняя надежда угасла в душе Катерины. «Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо!», — Думает она. Екатерина понимает, что жить в доме Кабановых — это аморально.
Уж лучше не жить совсем, чем мириться с «жалким прозябанием».
Н. А. Добролюбов пишет: «… она рвется к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве. Вот он, протест Катерины, протест против зла и мещанства, жестокости и лжи, протест, «доведенный до конца! В ответ на статью Н. А. Добролюбова через четыре года вышла статья Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы». В ней Писарев критикует статью Добролюбова «Луч света в темном царстве» и удивляется, что критики не смогли сделать Добролюбову ни одного возражения.
Писарев говорит о Катерине: «Что это за любовь, возникающая от обмена несколькими взглядами?.. Наконец, что это за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семейств?». Критик утверждает, что Добролюбов, видит в каждом поступке Катерины что-нибудь хорошее, составил идеальный образ, увидел вследствие этого «луч света в темном царстве». Писарев не может согласиться с этим, потому что «воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума.
Ум дороже всего, или, вернее, ум — все.
Почему же так расходятся взгляды Писарева и Добролюбова? Что заставляет одного писать о силе характера Екатерины, а другого — о слабости этого характера? Вспомним, что статья Добролюбова вышла в 1860 году, во время революционного подъема, когда на первом плане стояли смелые и решительные герои, которые стремятся к новой жизни, готовы на смерть ради нее.
В то время другого протеста быть не могло, но даже такой протест утверждал силу характера личности.
Статья Писарева была написана в 1864 году, в эпоху реакции, когда нужны были мыслящие натуры. Поэтому Д. И. Писарев так и пишет о поступке Екатерины: «… Сделав много глупостей, бросается в воду и делает, таким образом, последнюю и самую нелепость».
Как я отношусь к Катерине? Считаю ли я ее «лучом света в темном царстве»? Да, я люблю Катерину, люблю ее доброту и нежность, искренность ее чувств, ее решительность и правдивость.
Я считаю, что Катерину можно назвать «лучом света в темном царстве», потому что она протестует против кабановских понятий о нравственности, «не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, что ей дают в обмен за ее живую душу.
В этом и состоит, по-моему, сила характера Катерины.
Сила характера Катерины в драме А. Н. Островского «Гроза»