Симонов — Живые и мертвые, Образ генерала Серпилина

Одним из первых произведений, ответивших на потребность осмыслить причины отступления наших войск в начале войны, стал роман К. Симонова «Живые и мертвые» . Он дал на­звание созданной впоследствии трилогии, в которую вошли также романы «Солдатами не рождаются» и «Последнее лето» . Сам автор определял жанр своих произведений как роман-событие, подчеркивая, что он раскрывает характеры че­рез изображение главных событий в жизни героев, которые од­новременно важны и в судьбе страны. Три основных этапа вой­ны изображены в трилогии:

тяжелейшие испытания первых ме­сяцев и овладение «наукой побеждать» ; битва на Волге ; подготовка и про­ведение в 1944 г. операции «Багратион» . Смысловым ключом произведения становится фраза, с которой начинается трилогия: «Первый день войны застал семью Син­цовых врасплох, как и миллионы других семей». Стремление показать связь человека и народа, человека и истории свой­ственно автору.

Народный характер войны раскрыт не только че­рез судьбу Синцова, но и через эпизодические образы летчиков с ночных бомбардировщиков, совершающих вылеты днем, без прикрытия; пяти артиллеристов, которые тянут пушку

из-под Бреста; капитана Иванова, на котором «вся Россия стоит». Эти и многие другие герои произведения — мирные люди, ставшие настоящими солдатами в бою за Родину.

Особую роль играет в трилогии образ генерала Серпилина, который связан с размышлениями о последствиях культа лич­ности Сталина, с осознанием закономерностей нашей победы. В этом персонаже раскрыты те качества, которые особенно це­нил К. Симонов: гражданское мужество, готовность брать от­ветственность на себя, подлинная человечность, выразившая­ся, в частности, в умении беречь жизнь вверенных ему солдат.




Симонов — Живые и мертвые, Образ генерала Серпилина