Симонов — Живые и мертвые, Образ генерала Серпилина
Одним из первых произведений, ответивших на потребность осмыслить причины отступления наших войск в начале войны, стал роман К. Симонова «Живые и мертвые» . Он дал название созданной впоследствии трилогии, в которую вошли также романы «Солдатами не рождаются» и «Последнее лето» . Сам автор определял жанр своих произведений как роман-событие, подчеркивая, что он раскрывает характеры через изображение главных событий в жизни героев, которые одновременно важны и в судьбе страны. Три основных этапа войны изображены в трилогии: тяжелейшие испытания первых месяцев и овладение «наукой побеждать» ; битва на Волге ; подготовка и проведение в 1944 г. операции «Багратион» . Смысловым ключом произведения становится фраза, с которой начинается трилогия: «Первый день войны застал семью Синцовых врасплох, как и миллионы других семей». Стремление показать связь человека и народа, человека и истории свойственно автору.
Народный характер войны раскрыт не только через судьбу Синцова, но и через эпизодические образы летчиков с ночных бомбардировщиков, совершающих вылеты днем, без прикрытия; пяти артиллеристов, которые тянут пушку из-под Бреста; капитана Иванова, на котором «вся Россия стоит». Эти и многие другие герои произведения — мирные люди, ставшие настоящими солдатами в бою за Родину.
Особую роль играет в трилогии образ генерала Серпилина, который связан с размышлениями о последствиях культа личности Сталина, с осознанием закономерностей нашей победы. В этом персонаже раскрыты те качества, которые особенно ценил К. Симонов: гражданское мужество, готовность брать ответственность на себя, подлинная человечность, выразившаяся, в частности, в умении беречь жизнь вверенных ему солдат.
Симонов — Живые и мертвые, Образ генерала Серпилина