Символический образ театра в романном творчестве Толстого
Символический образ театра в романном творчестве Л. Н. Толстого
Изображение театра, описание спектакля, который смотрят герои, рассказ об игре актеров, о настроении зрительного зала — явление не редкое в русской классической литературе. Примером тому могут служить произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Чехова и др. Несмотря на то что сами произведения могут быть далеки от театральной тематики, художники используют театральные эпизоды, чтобы решить ряд важных художественных задач, задач построения мысли и образа.
В
Это состояние подобно эмоциональной разрядке, нервному взрыву, когда острота театрального действия рождает ответный конфликт человеческих эмоций.
Образ театра в романном творчестве Толстого многозначен. Кроме того, в отличие от Пушкина, Тургенева, Чехова, Толстой изображает спектакль, театр не как средство нравственного
Она смотрела и думала, и самые странные мысли неожиданно, без связи мелькали в ее голове… То ей приходила мысль вскочить на рампу… то ей хотелось зацепить веером недалеко от нее сидевшего старичка, то перегнуться к Элен и защекотать ее».
Изменения в душе Наташи Толстой так или иначе связывает с воздействием театра в его понимании как зрелища, маскарада. Не случайно обыденный человеческий мир у Толстого подобен актерскому: притворяется и лжет Элен, паясничает Анатоль, кривляется мадемуазель Жорж и т. д. Что касается Наташи, то она несовместима с этим миром лицедейства. Поэтому в своем сближении с Анатолем она заглушает в себе свой нравственный голос и начинает играть несвойственную ей роль.
На страницах своих романов Толстой неоднократно подчеркивает неестественность всякого театрального представления: так, писатель описывает «ненатуральную позу» м-ль Жорж, он намеренно, в преувеличенной форме, рисует ее выступление: она «местами возвышала голос, местами шептала, торжественно поднимая голову, местами останавливалась и хрипела, выкатывая глаза». Репертуар, который выбирает м-ль Жорж, кажется Толстому таким же надуманным, как и она сама.
Итак, образ театра связывается Толстым с понятием фальши: театр только копирует людей и их жизнь, он в значительной мере условен, заштампован. Такой театр Толстой не принимает, отсюда отрицательная его оценка в следующих описаниях: на сцене «были ровные доски по середине, с боков стояли крашеные картины, изображавшие деревья», «мужчина и женщина на сцене, которые изображали влюбленных, стали, улыбаясь и разводя руками, кланяться», «во втором акте были картины, изображавшие монументы, и была дыра в полотне, изображавшая луну… В третьем акте был на сцене представлен дворец, в котором горело много свечей и повешены были картины, изображавшие рыцарей с бородками».
С точки зрения Толстого, в том спектакле, который смотрит Наташа, нет четкой нравственной цели, нет духовной, эстетической задачи. Само по себе театральное мастерство для Толстого еще ничего не значит, если оно стоит вне целесообразности, необходимости. Не случайно, видимо, в одном из описаний спектакля художник сталкивает художественные и материальные ценности: «…и один этот мужчина с голыми ногами стал прыгать очень высоко и семенить ногами. «.
В одной фразе сатирически сопоставлены неправдоподобие искусства и неправдоподобная сумма гонорара.
Иногда Толстой противопоставляет театр законам невыдуманной жизни. Так, например, герой романа «Воскресение» Нехлюдов, желая помочь Катюше, едет в театр, чтобы встретиться там с влиятельной в свете Мариетт: «Он приехал ко второму акту вечной «Дамы с камелиями». Позже Мариетт спросила мнение Нехлюдова об актрисе, игравшей парижскую кокотку, которая, как считала сама Мариетт, особенно «хороша была в последней сцене», сцене болезни и смерти Маргариты Готье. «Это не трогает меня, — сказал Нехлюдов. — Я так много видел нынче настоящих несчастий, что…» Действительно, те страдания, которые видит Нехлюдов на сцене, мнимы; в тюрьме и Сибири он наблюдает подлинные человеческие страдания.
Характерно, что в театре Толстой позволяет высказать своим героям то, что спрятано в их душах, о чем бы они при других обстоятельствах не сознались. Вот как описан вход Вронского в театральный зал: он не обратил внимания «на все это знакомое, неинтересное, пестрое стадо зрителей в битком набитом театре. Те же, как всегда, были по ложам: какие-то дамы с какими-то офицерами… та же грязная толпа в райке, и во всей этой толпе, в ложах и в первых рядах были человек сорок настоящих мужчин и женщин.
И на эти оазисы Вронский тотчас обратил внимание, и с ними тотчас же вошел в сношение».
В целом можно сказать, что автор обнаруживает враждебное отношение к театру. И у Толстого на это есть свое объяснение: искусство театра, считает художник, ни к чему, если оно не служит нравственному очищению человека. Подлинное сценическое искусство Толстой ценит высоко.
Достаточно вспомнить описание ряженых в доме Ростовых, пение Наташи на домашнем вечере: «О! Как задрожала эта терция, и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова. И это что-то было независимо от всего в мире…
Можно зарезать, украсть и все-таки быть счастливым».
Образ театра в прозе Толстого достаточно сложен и многогранен. Авторское отношение к нему неоднозначно. Писатель не до конца верил в общественную роль сцены, ибо, согласно толстовской философии, человек сам должен стремиться к совершенствованию, развивать заложенные в нем начала добра, использовать собственные духовные ресурсы, а не быть машиной, заимствующей чужие мысли, чужую энергию. Тем не менее сам мотив театра является частью художественной системы Толстого, важным средством психологического анализа и построения образа в его произведениях.
Символический образ театра в романном творчестве Толстого