Символичность названия сборника В. Стуса «Палимпсесты»

Украинская поэзия довольно тесно связана с историей нашего народа. Она и определялась жизнью народа, была вершиной его духовности. В ярких своих проявлениях она опережала время, вступала в противоречие с неправдой, за что платила судьбами и жизнью своих лучших сыновей, одним из которых был Василий Семенович Стус. Поэт-диссидент, репрессированный коммунистическим режимом, Василий Стус в своих стихах отходил от традиционной стихии украинской лирики, пытался осмыслить трагедию Украины сквозь призму философии.

Его энергичное поэтическое

слово требует от читателя значительных интеллектуальных и эмоциональных усилий, знания культурологических источников, которые его питали. Поэт всегда был внимательным к современным ему модернистским веяниям в литературе, воспринимая их в конструктивном сопоставлении с художественной традицией, с вечными ценностями. Недаром его поэтический сборник «Палимпсесты» имел такое символическое название.

Палимпсест — это рукопись на пергаменте поверх смытого или снятого первоначального текста. Сборник «Палимпсесты» вышел в 1986 году за границей и почти весь состоял из лагерных стихотворений. Название

сборника ассоциировалось с пергаментом, где снятый первоначальный текст не исчезал, угадывался по новому, свежим текстом.

Здесь речь идет об исторической памяти украинства — неистребимой, хотя неоднократно подчищенной неблагоприятными условиями. Трагедию народа В. Стус воспринимал как личную. «Поймите меня в моем горе, — писал В. Стус А. Малышко, — я слышу проклятия веков, слышу бездействующий свой грех перед землей, перед народом, перед историей»,

В одном из самых известных стихотворений, вошедших в сборник «Палимпсесты» — «По летописи Самовидца» поэт переосмысливает историю Украины. Он останавливается на черных страницах нашей истории, рисует страшные времена междоусобиц в Украине, когда братья проливали родную кровь, продавали своих же братьев-украинцев в неволю. Украину поэт отождествляет с матерью («Из руины уже мать не встанет — и раскинула руки у рва».

Находя собственный взгляд на Руину второй половины XVII века, поэт обращается к лирической интерпретации казацкой летописи, исследует настоящие причины и последствия этой национальной катастрофы.

Тюремные стихи Василия Стуса, составляющие почти весь сборник «Палимпсесты» на первый взгляд, трудно назвать светлыми и жизнеутверждающими: на них не могло не сказаться тяжелое психологическое состояние лишенного свободы поэта. И все же в этой поэзии — как сердцевина — три ясных струи: Украина, Мать, Жена. Три солнцеликих женщины благословили поэта на подвиг — и не отпускали его в страну тьмы и вечной разлуки. Они подбадривали поэта, помогали ему выжить. Очень показательное и важное в этом плане стихотворение «В этом поле, синем, как лен».

В нем приняты два символа: на определение цвета — «синий», олицетворяющий своеобразие национального мировоззрения, и «поле», то есть жизненное пространство. Изображенный В. Стусом необозримый простор впечатляет потрясающей пустотой, которая поглощает лирического героя. Поле взамен наполняется бестелесными, причудливыми тенями. Но на нем не видно никакой человеческой фигуры. Наверное, тени — это лишь искаженные отпечатки людей, которые со всех сторон окружают лирического героя. Неестественно холодной кажется и синяя краска, не уравновешенная теплой, солнечной.

Недаром в стихотворении приняты сочетание контрастных понятий для творения нового неожиданного представления — «на родной чужбине», очерчивая главную мысль произведения, в котором осмысливается историческая действительность Украины, лишенная права быть собой.

Стихи сборника «Палимпсесты» — в основном медитативные размышления над тем, как живет и как должен жить человек, их тематика — неугасимая любовь к Украине, протест против преследований, притеснений всего украинского. В ночь с третьего на 4 сентября 1985 остановилось сердце талантливого поэта и настоящего патриота Украины Василия Стуса. Сейчас нация возвращает себе, казалось бы, уже навсегда утраченную душу, самосознание собственного естества и в этом, безусловно, большая заслуга ее мужественного сына — Василия Стуса.




Символичность названия сборника В. Стуса «Палимпсесты»