Символика снов Раскольникова
В этом страшном городе, где живут герои романа «Преступление и наказание», какие могут быть сны? Еще страшнее, чем действительность, так как страх спящего человека выделенный из живой жизни, как возбудитель болезни выделяется из пробы, взятой от пациента. Поэтому и вскакивает с кровати Свидригайлов с криком: «Кошмар всю ночь!».
Раскольникову мерещится одно и то же. «Ему лет семь, и он гуляет в праздничный день, перед вечером, со своим отцом за городом. Время серенькое, день душный…». Но чем дальше разворачивается действие, тем
Сцена, когда обнаглевшая толпа так называемых Homo sapiens натравливает человекоподобного собственника измучить, а потом и забить несчастное животное, есть, наверное, чуть ли не главнейшей для понимания всего произведения.
Во-первых, навсегда разрушено уважение к людям, к человечеству.
Отсюда мысль Раскольникова о «человеческом муравейнике», а поскольку среди всех участников и свидетелей позорной расправы человека над смирным «меньшим братом» лишь Родя бросился на защиту
Пора!.. Прощай, горемыка!., уездили клячу!., надорвалась!».
Вот оно: снова Родя бросился с кулачками на тех, кто издевается над бессловесными созданиями. И снова напрасно. «Он проснулся весь вспотевший, с мокрыми от пота волосами, задыхаясь, и привстав от испуга. «- Благодарю Бога, это только сон! — сказал он…». Тем не менее, это был не сон, а образ всего, что происходило вокруг — женщин, которые топились в канале, девушек, которых насиловали, — всего того порядка жизни, в котором можно было жить «по Свидригайлову» или принуждали жить «по Сонечке».
Возможно, лишь знакомство с Раскольниковым спасло и тело, и душу этой девушки, которая уже себя стыдится — и которую никто не может спасти, так как это еще одно воплощение сна Родиона.
Горемычный герой Достоевского никак не может понять, что он борется тем, что возражает. Поэтому рядом с ним Свидригайлов, и именно из-за этого он ненавидит его. Так приходит к Раскольникову еще один сон — снова повторения сцены убийства старухи, бесконечное безрезультатное повторение.
Так как старуха не умирала, а хохотала, качаясь всем телом. Будто бы на ее место приходили все новые и новые экземпляры той же породы, одна в одну. Еще до совершения преступления небольшое утешение давал ему «сон с восточным колоритом».
Тем страшнее было его пробуждение в комнате, которая была похожа на гроб, в прожорливом городе, где никто не мог чувствовать себя в безопасности. Все вспоминают, как Разумихин идет защищать от своего страшного города мать и сестру Родиона Романовича. Сны Раскольникова вытекают из его жизни, они становятся символом человеческой судьбы в тогдашней России, и вдобавок не оставляют права потешить себя заявлением о своей невиновности в этой жестокой борьбе за выживание.
С топором под подмышкой идет к своей жертве бывший студент Родион Романович Раскольников. Т. е. Достоевский желал поставить знак тождественности между криминальным преступлением и революцией. Но и криминальным преступлением не назвать то, что сделал герой романа.
Сначала скажем о том, что ни разу мы не прочитали ту статью главного героя, которая бы позволила нам до конца понять поступок героя. Ее мы слышим в пересказе разных людей, и об этих пересказах Раскольников говорит, что это не совсем то, что он писал.
Что эти мысли не были оригинальными для того времени, знаем. Идея супермена уже блуждала Европой рядом с призраком коммунизма как его антитеза. Наполеон целую книгу напечатал об этом, между прочим, в России. Что-то такое писал Р. Киплинг, воспевая бремя белого человека… Потом скажем о том, что эта идея — идея Сверхчеловека — всегда была насквозь буржуазной и остается такой до сих пор.
Даже детям ее прививают, пропагандируя победы Человека-Паука, или Маски, или Терминатора и тому подобное. Правда, в тогдашней России буржуазная революция в самом деле была бы полезной и демократической. Тем не менее, эта идея никогда не была революционной.
Это была мечта о перевороте, о мятеже немногих, быдло должно было ждать помощи от новых хозяев жизни.
Но нужно было истинно знать, есть ли конкретное лицо такое, которое имеет право на разрушение устройства общества. Через то и проводит Раскольников свой эксперимент, который доказывает ему лишь одно: забивая один экземпляр быдла, он забил самого себя. Так как быдло неделимое, оно есть масса. Вот что означает мучительный крик Родиона Романовича: «Я не старуху убил, я себя убил!». В самом деле себя — и из-за того, что я едва лишь написал, и из-за того, что он считал себя Отдельным, а оказался Частицей того ненавистного ему течения «твари дрожащей».
Был Большим Гордым Сверхчеловеком, а стал плюгавым неудачником, одним из миллионов…
Какое разочарование! Тем не менее, это не изменило взгляда героя: тот факт, что он не Супермен, не доказывает ему, как и многим его последователям, ошибочность избранного пути. Ведь он опирается на жизненные факты, на биографии Великих Личностей прошлого.
Они все были преступниками, нарушителями закона, и писали новые законы, в свете которых не были преступниками.
Через то Большой Человек и «право имеет», в то время как стадо тихонечко подчиняется командам нового пастыря. Так считали преемники Раскольникова от эсеров Азефа вплоть до итальянских «Красных бригад». Но так же считали и их неприятели: от фашистов Рафаэля Д’Анунцио до черных полковников и генералов, которые создавали военные хунты.
Сделаем выводы. Социальное содержание бунта Раскольникова полностью буржуазное.
Он основан на делении общества на элиту и массу, причем элита является руководителем всех процессов, а масса выполняет замысел элиты, в частности и в инсценировке демократии. Отсюда и изменение ориентиров. Философия общества является в романе скорее философией одиночки, так как отбрасывает коллективизм как таковой.
Короче говоря, это бунт одичавшего мелкого буржуа, которого обошли во время распределения «пирога». Лично я в перевоспитание убийцы-экспериментатора не верю. Тот, кто переступил, никогда не возвратится к людям.
Он поэтому и избирает Соню Мармеладову, что она тоже переступила и тоже ради того, чтобы кому-то хотя на миг улучшить жизнь. Они близки, хотя сначала убийцу старался отделить себя от блудницы. И если в обществе появились проститутки, то нужно ждать появления и убийц, и предателей.
Символика снов Раскольникова