Символизм и футуризм в поэзии серебряного века

1. Серебряный век русской поэзии. 2. К. Д. Бальмонт и его стихи. 3. Футуристы и В. Хлебников. 4. Сплав футуризма и символизма в поэзии Б. Л. Пастернака.

5. Уникальность новой поэзии. Где вдохновение неподдельно, там есть и поэзия… В. Г. Белинский Серебряным веком называется культурная эпоха в истории России на рубеже XIX-XX веков. Выражение «серебряный век» относится к античной традиции, к делению человеческой истории на золотой, серебряный, медный и железный века, Серебряный век сопоставлялся с золотым, к которому относился А. С. Пушкин. В последние

годы все ярче проявляется интерес читателей к творчеству поэтов серебряного века.

Огромный пласт русской культуры, замалчиваемый в советскую эпоху, вернулся к нам. Серебряный век представляет собой особенное явление в самых разных областях духовной жизни нашей страны. С. К. Маковский, известный критик, назвал свою книгу о культуре России рубежа XIX-XX веков «На Парнасе серебряного века». Определение, данное периоду отечественной литературы рубежа веков, закрепилось как в поэтической терминологии, так и в критической литературе.

Прежде всего, для понимания феномена поэзии серебряного века, необходимо

ознакомиться с исторической обстановкой, в которой творили поэты. Для периода рубежа веков характерна двойственная атмосфера. С одной стороны, расцвет во всех областях культуры, искусства и науки. Россия достигла необычайных высот в экономическом развитии. Что касается изобразительного искусства, в стране творили великие художники, образовывались художественные школы и направления.

Среди них можно назвать «Мир искусства» во главе с А. Н. Бенуа. К. С. Станиславский и Ф. И. Шаляпин оставили глубокий след в области театрального искусства. Яркий след на рубеже веков оставил С. П. Дягилев.

Он не был ни поэтом, ни художником, но обладал удивительным талантом организатора. Дягилев устраивал знаменитые русские сезоны в Париже. Благодаря ему всему миру открылась Россия как страна великой культуры, страна богатая талантами. Необычайным подъемом характеризовалась русская философская мысль.

Но есть и иная сторона духовной жизни нашей страны рубежа веков. Культура была пронизана тревожными предчувствиями будущих страшных лет России. Именно благодаря двум сторонам России этого времени — необычайному расцвету культуры и предчувствию драматических перемен — и возникла необычайно яркая русская поэзия серебряного века. Что касается временных границ серебряного века, условно их можно определить следующим образом. Начало этого периода датируется 90-ми годами XIX века, преодолением кризиса поэзии.

Его наивысшая точка развития относится к 1910 годом, ко времени зрелого творчества А. А. Блока, А. Белого, 3. Н. Гиппиус, В. И. Иванова, В. Я. Брюсова. В это время продолжали писать стихи М. А. Волошин, Ф. К. Сологуб, появлялись новые литературные течения. После символизма в России стали появляться такие направления, как акмеизм и футуризм. В поэзию входили имена А. А. Ахматовой, М. А. Кузмина, Н. С. Гумилева, В. в. Маяковского, И. Северянина, М. И. Цветаевой, В. Хлебникова. Вопрос об окончании серебряного века русской поэзии является спорным.

Часть исследователей придерживается четкой даты — 1917 год. Но с подобным сложно согласиться. Скорее его окончание можно соотнести с 1921 годом — годом гибели величайших русских поэтов А. А. Блока и Н. С. Гумилева. Для многих гибель их стала развенчанием иллюзий, порожденных новой властью.

Многие талантливые люди отправились в эмиграцию. Конечно, отголоски поэзии серебряного века можно было найти в стихах различных поэтов всего XX века. Но как единое художественное явление период этот завершился в 1921 году. В период серебряного века существовали различные литературные направления. Среди них можно назвать символизм, футуризм, даже эгофутуризм И. Северянина.

Все эти направления ориентированы на разные идеалы, цели, но сходятся в виртуозности работы со словом, ритмом, игрой звуков. Особенно ярко эта особенность поэзии, своеобразная звукопись, отмечается в творчестве футуристов. Футуризм отказался от старых литературных приемов и провозгласил новую форму слов, независимую от содержания. Создание новых слов, нового языка вообще характеризовало начало эпохи. В тот период ученые создали наиболее широко известный искусственный международный язык под названием эсперанто.

Символизм провозглашает не только культ формы стиха, но и культ символов. Отвлеченность и конкретность слиты в поэтическом символе, что и происходит в стихах К. Д. Бальмонта. Вот строки из его стихотворения «Безглагольность»: Приди на рассвете на склон косогора, — Над зябкой рекою дымится прохлада, Чернеет громада застывшего бора, И сердцу так больно, и сердце не радо.

Недвижный камыш. Не трепещет осока. Глубокая тишь. Безглагольность покоя. Луга убегают далеко-далеко.

Во всем утомленье, глухое, немое. Шипящие звуки придают этому стихотворению удивительно таинственный окрас бесшумности, тишины. Эти строки мы не только слышим, мы ощущаем их всеми фибрами души.

Футуристы ставили перед собой цель: работу со звуками, со словом. О смысле стихов, особенно самых ярких образцов футуризма, читатель может лишь догадываться. Смысл их ассоциативен и строится на звукописи.

Вот, например, стихотворение В. Хлебникова «Перевертень»: Кони, топот, инок. Но не речь, а черен он. Идем молод, долом меди. Чин зван мечем навзничь.

Голод чем меч долог? Пал а норов худ и дух ворона лап… Вряд ли мы увидим в этом стихотворении бездну смысла. Но оно интересно другим: каждую строку можно прочесть как справа налево, так и слева направо.

Футуристы использовали и такой прием, как создание новых слов. Стихотворение под названием «Заклятие смехом» есть у того же В. Хлебникова:

О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяль-но, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных Смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных сме-ячей!

Смейево, смейево, Усмей, осмей, смешики, смешики, Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Стихотворение это построено на новоизобретенных формах слова «смех».

Культ формы не просуществовал долго, футуризм, по сути, изжил себя. Но работа футуристов над словами и звуками не исчезла. Они обрели смысл и зазвучали подобно прекрасной музыке. Вот, например, стихотворение Б. Л. Пастернака «Метель»:

В посаде, куда ни одна, нога

Не ступала, лишь ворожей да вьюги

Ступала нога, в бесноватой округе,

Где и то, как убитые, спят снега, —

Постой, в посаде, куда ни одна

Нога не ступала, лишь ворожеи

Да вьюги ступала нога, до окна

Дохлестнулся обрывок шальной шлеи…

Уже с первых строк стихотворения мы слышим песню метели. Пастернак начинал свой творческий путь как футурист. Талант поэта и владение формой футуриста дали удивительный результат.

Стихи Пастернака музыкальны, красивы. Вот строки из стихотворения «Вальс с чертовщиной»:

…Великолепие выше сил

Туши, и сепии, и белил,

Синих, пунцовых и золотых

Львов и танцоров, львиц и франтих.

Реянье блузок, пенье дверей,

Рев карапузов, смех матерей,

Финики, книги, игры, нуга,

Иглы, ковриги, скачки, бега.

В этой зловещей сладкой тайге

Люди и вещи на равной ноге…

Удивительный мир поэзии серебряного века невозможно описать в нескольких страницах. Поэты — творцы нового, удивительно емкого и символичного поэтического языка — отличались каждый своей индивидуальностью. Изучая поэзию серебряного века очень важно ощущать стихи. Их очень сложно анализировать с позиций смысла, трактовать. Авторский замысел в этой уникальной поэзии не проявляется перед нами ярко и отчетливо, как в творчестве поэтов-реалистов.

Суть стихов, словно блик луны на воде или тень от раскачивающихся ветвей дерева, проявляется в нашей душе.




Символизм и футуризм в поэзии серебряного века