Система образов Гроза Островский

Система образов. В соответствии с точкой зрения, базирующей­ся на статье Добролюбова, существовала традиция усматривать в системе образов «Грозы»; разделение героев на два противостоящие друг другу лагеря. Защитники старого уклада, «темного царства»;, Дикой и Кабаниха при этом противопоставлялись героям, несущим в себе недовольство существующими порядками. К ним относились Варвара, дочь Кабановой, Кудряш, Борис, местный чудак Кулигин и даже Тихон, покорный и забитый сын Марфы Игнатьевны. Катери­на при таком подходе воспринималась

как героиня, стоящая в том же ряду, но способная на более сильный, деятельный протест.

Она признавалась, таким образом, главным борцом с «темным царством»;.

Современные исследователи отстаивают иную точку зрения, учитывающую своеобразие авторской позиции и общей концепции.

Действительно, целая группа персонажей может быть охаракте­ризована как «темное царство»;. Прежде всего, оно включает в себя таких его активных защитников, как Дикой и Кабаниха. В отличие от примитивного самодура Дикого, Кабанова — последовательный ревнитель старых устоев, с их незыблемыми правилами и тради­циями. Она неуклонно

тверда в отстаивании традиций. Ей кажет­ся, что мир рушится из-за того, что правила эти перестали соблю­даться, что молодежь забыла обычаи и норовит все делать по — своему.

В этом своем рвении Кабанова переходит всякие границы, становясь символом крайнего догматизма.

К этому же лагерю относится целый ряд эпизодических и внефабульных персона­жей, помогающих создать «фон»;, передать общее настроение жите­лей города, его атмосферу. Это покорные жители города, обыватели, мещане, о которых говорит Кулигин в начале первого действия. Всего один-два раза появляются на сцене Феклуша, Шапкин, Глаша, городские обыватели, беседующие на бульваре об упавшей с неба Литве, но без них трудно было бы представить, чем живет, чем «дышит»; это «темное царство»;.

Конечно, по сравнению с ними тот, кто в чем-то отходит от ста­рых норм, выглядит человеком новых взглядов, новых принципов. Но мастерство Островского-драматурга помогает выявить то, что эта разница оказывается мнимой, она не затрагивает глубинных основ жизни «темного царства»;. По сути к «темному царству»; при­надлежат и те, кто, на первый взгляд, восстает против него. Кули­гин, «прогрессист»; и просветитель, не приемлет жестокости нравов города, но он хочет лишь смягчить противоречия между хищника­ми и их жертвами. Протест Варвары — это лишь желание вырвать­ся из-под деспотической власти матери, а не законов «темного цар­ства»; — их она в целом принимает.

Ее брат Тихон и вовсе забит, покорен, бессилен, он безропотно подчиняется матери. Кудряш, на­тура широкая, одаренная чуткой и доброй душой, но и он миру «от­цов»; может противопоставить лишь свою удаль и озорство, а не нравственную силу. В избраннике Катерины Борисе есть душевная мягкость, деликатность, даже определенная городская культура и образованность, что заметно и в манерах, и в речи, и во всем его об­лике. Но это человек безвольный, находящийся в рабской зависи­мости от своего дяди, подчиненный его капризам и сознательно терпящий самодурство.

Таким образом, все эти внешне оппозици­онные «темному царству»; персонажи живут и мыслят в его преде­лах, а их протест не идет дальше желания приспособиться и суще­ствовать спокойно в рамках той же системы, в лучшем случае — чуть-чуть подреставрировав ее.

Резко отличается от всех других персонажей пьесы лишь Кате­рина. Это человек, чуждый нравам и всем устоям города, как бы человек из другого мира: недаром Островский подчеркивает, что она попадает сюда «извне»;. Между «ее миром»; и «темным царством»; изначально существует огромное различие.

В «Грозе»; сталкивают­ся, порождая мощный, как грозовой, разряд две противостоящие друг другу культуры — сельская и городская, а противостояние между ними уходит в многовековую толщу российской истории. Близкий Островскому по взглядам на купеческое сословие славя­нофил К. С. Аксаков отмечал, что купечество и материально, и по образованию, и по привилегиям оторвалось от простого народа, из которого вышло. Но при этом аристократическая культура дворян осталась им чужда.

Они несли в себе народную культуру, но если в простом народе она жила, то в купечестве — сохранялась в мерт­вом, как бы застывшем виде. Аксаков писал, что купеческий быт так же похож на быт народный, как замерзшая река на текущую.

Действительно, законы, по которым живет «темное царство»; — рутина, они не насыщены внутренним содержанием. Недаром Ка­терине, воспитанной на истинно народных, «живых»; традициях, жизнь в Калинове так тяжела. Выслушав рассказ Катерины о ее прежней жизни в родительском доме, Варвара недоумевает: «Так здесь же все то же»;. Катерина в ответ говорит, что здесь все «как будто из-под неволи»;. Кабаниха ходит в церковь, а живет не по — божески, домашних поедом ест.

Вся ее религиозность — ханжеская, для проформы, видимости. То же касается и всего остального. Жена может не любить мужа, но ей надо вести себя так, как будто любит: кланяться в ноги, выслушивать наказы, выть, когда тот уезжает. Для Катерины грех состоит в самом факте любви к другому мужчи­не, ее не может устроить, как Варвару, мораль «темного царства»;: «лишь бы все шито-крыто было»;.

Чувствуя зарождение любви, она искренне просит мужа: «Тиша, голубчик, не уезжай!»; Напротив, Кабаниху сам факт мало трогает: любить — не любить — это лич­ное дело, главное, чтоб выла, потому что так положено по прави­лам, нормам, пусть даже в них уже никто не верит.

Получается, что Катерина, этот, по Добролюбову, борец с «тем­ным царством»;, по сути, борется за то, чтобы вдохнуть жизнь в это самое царство, дать содержание застывшей, закостеневшей жизни. Она борется за право личности чувствовать и переживать там, где по законам «темного царства»; достаточно просто выполнять правила. Иными словами, Катерина борется за права личности, а Кабаниха — за права коллектива.

Для Катерины главное — реализовать свою личную судьбу, а для Кабанихи — вопло­тить себя как часть коллектива. Таким образом, можно сказать, что протест Катерины поднимается из самой глубины, исторического прошлого «темного царства»;, когда его мертвые законы были еще живыми, личными верованиями каждого члена коллектива. Полу­чается, что конфликт «Грозы»; вбирает в себя тысячелетнюю исто­рию России, а в его трагическом разрешении сказываются едва ли не пророческие предчувствия национального драматурга.

При этом он отнюдь не хочет представлять Катерину как идейно­го борца с «темным царством»;. Она — воплощение того гармоничного и прекрасного древнего мира Руси, который исчезает в современной Островскому жизни, загоняющей в убогую форму поэзию древних верований. Катерина как будто «не от мира сего»;, — из той фанта­стической и прекрасной страны, где вовсе не странным кажется ее желание летать, где поют ангелы, цветут необыкновенные сады с запахом кипариса.

Островский — человек глубоко религиозный — изображает Катерину так, что она предстает не только вполне ре­альным человеком, но и тем, что можно назвать душой в чистом виде, не отягощенной земными страстями и пороками. Любовь — земная, реальная — любовь к Борису вырывает ее из прежней жизни. Она хочет любить Бориса, но для этого ей надо быть земной женщиной, как Варвара, а Катерина к этому не приспо­соблена. Земная жизнь оказывается слишком тяжела для нее: Кате­рина уже не летает, а бросается с обрыва в Волгу и камнем падает вниз.

Вот почему судьба ее поистине трагична, что позволяет гово­рить о жанровых особенностях трагедии, а не драмы.




Система образов Гроза Островский