Система образов Вишневого сада
Система образов «Вишневого сада»;, в соответствии с идейнотематическими особенностями пьесы, также весьма оригинальна. В ней нет места одному главному герою, как и нет деления на положительных и отрицательных персонажей. Ведь все оказываются одинаково далеки от истинного понимания жизни, все беспомощны перед быстротекущим временем, все хотят заглянуть в будущее, но оно остается неизвестным никому. К каждому из них приложимо чеховское определение: «плохой хороший человек»;.
Таковы прошлые хозяева вишневого сада: Раневская
Этот «вечный студент»;, несмотря на все свои замечательные речи,
Также индивидуализированы и все прочие персонажи, но особое место среди героев пьесы занимает все же Лопахин. Недаром Чехов так заботился о том, чтобы исполнитель роли правильно понял этот характер. Это нетрадиционный для русской литературы образ купца.
Делец, и очень удачливый, Лопахин при этом «мягкий человек»;, наделенный «душой артиста»;. Ирония жизни заключается в том, что Лопахин, искренне стремясь спасти сад для Раневской, в конце «нечаянно»; завладевает им сам. Но достигнув успеха, он не выглядит победителем.
Парадокс состоит в том, что он человек, который один способен по-настоящему оценить вишневый сад, именно он должен своими руками губить эту красоту — других выходов из сложившейся ситуации нет. Так удача оборачивается насмешкой над его лучшими надеждами. Почему так случилось — не в силах понять ни сам герой, ни кто-либо другой. Но именно Лопахину принадлежат столь значимые для автора слова о «нескладной, несчастливой жизни»;, которая «знай себе проходит»;.
Он единственный из героев осознает ограниченность своей «правды»; и необходимость поиска «общей идеи»;, что сближает его позицию с авторской точкой зрения.
Чехов в «Вишневом саде»; показывает фатальное расхождение между личными хорошими качествами человека, субъективно добрыми его намерениями и результатами его социальной деятельности. Именно с Лопахиным входит в пьесу одна из давних и основных тем чеховского творчества: враждебность, алогизм, непосильная сложность, непонятность жизни для обыкновенного «среднего»; человека, кем бы он ни был. Столь же безуспешно бьются над загадками жизни и многие другие герои Чехова — и в его пьесах, и в рассказах и повестях.
Они оказываются столь же одинокими, страдающими, зависимыми от враждебных им обстоятельств, а потому Лопахин — это один из героев, стоящих на главной линии чеховского творчества.
Система образов Вишневого сада