Система персонажей в пьессе «На дне» Горького М. Ю
Горький знал мир «бывших людей» не понаслышке. «Когда я писал Бубнова, я видел перед собой не только знакомого «босяка», но и одного из интеллигентов, моего учителя. Сатин — дворянин, почтово-телеграфный чиновник, отбыл четыре года тюрьмы за убийство, алкоголик и скандалист, тоже имел «двойника» — это был брат одного из крупных революционеров, который кончил самоубийством, сидя в тюрьме». Раскрывая характеры обитателей ночлежки, писатель делает со-циально-философские обобщения.
В пьесе Горький поставил вопрос о судьбе
Перед читателем разыгрывается сразу несколько драм, и нет среди их участников ни одного человека, которому можно было бы дать однозначную характеристику. Все ночлежники осознают свое существование как ненормальное и мечтают выбраться со дна жизни. Между окружающей жизнью и героями пьесы во многом оборваны важнейшие связи: общественные, духовные, семейные, профессиональные. В то же время ничто не связывает между собой и самих
Перед читателем предстает как бы «обнаженный» человек, лишенный тех внешних наслоений, которые он неизбежно приобретает, живя в человеческом обществе. Как поведут себя эти люди? Как они будут строить свою жизнь? Кто и как им может помочь?
Вот вопросы, которые интересуют Горького, читателей, зрителей.
Обратите внимание на описание подвала: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды…» В подвале живут люди, которых сюда загнала судьба. Горький вводит в описание символику : располагается ночлежка ниже уровня земли ; обитатели ее ощущают себя «мертвецами», «грешниками».
Если вспомнить песню, которую поют в подвале: «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно», то возникает еще одно значение — тюрьма.
Кто же они, обитатели ночлежки? Бывший рабочий Клещ, его жена Анна, бывший актер, бывший барон, а теперь все они люди без определенных занятий. Девица легкого поведения Настя, торговка пельменями Квашня, картузник Бубнов, сапожник Алешка, крючник Кривой Зоб, Татарин, Сатин, сестра Василисы Наташа, старец Лука.
Герои пьесы — Актер, Пепел, Настя — стремятся вырваться на волю со «дна» жизни, но бессильны что-либо изменить. У них возникает чувство безысходности и тяга к иллюзии, которая дает им надежду на будущее. Когда же иллюзии исчезают, люди эти гибнут.
Владельцы ночлежки, Василиса и Костылев, тоже в общем-то люди дна, но «выше» по социальному статусу, чем «жители» подвала. Ночлежники «находятся в вечной кабале у содержателей ночлежек», которые «так ставят дело, что человеку необходимо совершить преступление…» . Василиса злобно набрасывается на Настю: «Ты чего туг торчишь? Что рожа-то вспухла? Чего стоишь пнем?
Мети пол!» Она способна из ревности ошпарить кипятком родную сестру, любовника использовать для расправы с ненавистным мужем… «Сколько в ней зверства, в бабе этой!» — говорит Бубнов. Представитель власти полицейский Медведев как бы узаконивает это: «Никого нельзя зря бить… бьют — для порядку…»
Пьеса «На дне» не только социальная, но и философская. Герои пьесы — фигуры колоритные, неповторимые, способные мечтать, размышлять, философствовать. По мнению Ю. Айхенваль-да, «они все — философы. Их у Горького целая академия.
Большинство из них — бродяги, странники, беглецы — время проводят в обобщениях, в монотонной беседе отвлеченно-этиче-ского характера… только и говорят, что о правде, о душе, о совести».
О чем рассуждают герои пьесы? О вере, человеческом достоинстве, независимости, свободе, о самобытности человека, чести, совести, честности, правде, о равенстве, счастье, любви, таланте, законе, гордости, сострадании, жалости, покое, смерти… Эти темы в связи с самым важным для них вопросом: «Что такое человек, для чего он явился на землю и в чем смысл его жизни?»
Литературовед В. Ю. Троицкий отмечал, что «ночлежники иногда вспоминают и беседуют о вере, но чаще всего понимают ее в обыденном смысле. Поглощенные нелегкой добычей хлеба насущного, обитатели «дна» в большинстве своем глубоко равнодушны ко всему вечному, святому, к Богу. …Все ночлежники живут «без солнца», без истинной веры, без Бога. И это катастрофическое безверие усугубляет безысходность их положения».
В понимании ночлежников человеческое достоинство, независимость и свободу разделить невозможно. О какой свободе, независимости мечтает каждый из них? Василиса — освободиться от мужа, Клещ — от хозяев ночлежки.
Квашня гордится, что она свободная женщина… Сатин «подводит итог»: «Человек — свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!» О чем мечтают другие герои? Настя — о прекрасной, чистой, светлой любви; Актер — о возвращении на сцену; Васька Пепел — о честной жизни. Но, говоря о человеческом достоинстве, они его попирают своим поведением, отношением друг к другу, словом… «Ты чего хрюкаешь?», «Врешь!», «Козел ты рыжий!», «Дура ты, Настька…», «Молчать, старая собака!», «Бродячие собаки», «Свиньи», «Звери», «Волки» — вот неполный набор обращений друг к другу характеристик. Почему это возможно?
Потому что живут… без веры в Бога, в честь, совесть. «А куда они — честь, совесть?», «В совесть — я не верю», — говорит Пепел. Не верят и другие обитатели ночлежки.
Сатин и Лука.
Главные «философы» в пьесе — Сатин и Лука. Сатин, бесспорно, один из самых колоритных персонажей. Арестант и убийца, он дает характеристику босякам: «тупы, как кирпичи», «скоты».
Он лучше других понимает Луку, соглашается с ним, что люди «для лучшего живут», что правда связана с представлениями о человеке, которого нельзя принижать и обижать. В IV акте в начале своего монолога он защищает и одобряет Луку, но во второй части монолога вступает с ним в спор — исключает жалость к человеку, провозглашает гимн людям сильным, гордым: «Человек — свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!..»
Лука — утешитель страдающих. Он сострадает всем несчастным: утешает, обманывает, поддерживает иллюзии. Обращаясь к Пеплу, он спрашивает: «…чего тебе правда больно нужна…
На что самому себя убивать?» Этому персонажу принадлежит существенная композиционная и сюжетная роль в пьесе: он призван выявить сущность каждого, пробудить в людях лучшее.
Система персонажей в пьессе «На дне» Горького М. Ю