Скандинавская мифология
Благодаря скандинавской мифологии до нас дошли древние мифы, в давние времена общие для норвежцев, шведов, датчан, исландцев, голландцев и англосаксов. Два основных литературных источника скандинавских мифов — «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда». Некоторые исследователи полагают, что постоянный эпитет героя «Энеиды» переводится не как «благочестивый», а как «верный». Эней верен своим друзьям, своей идее объединения, а главное — своему долгу. Путаница с авторством «Эдд» усугубилась еще и из-за переводчиков, которые
Они заменяли архаическую лексику более современной. Так же обстоит дело с порядком строф и строк в песнях. Строфы перетасованы, сокращены или наоборот увеличены. Таким образом, восстановить первоначальную языковую форму песен невозможно. Что слово «Эдда» значило первоначально — в точности неизвестно.
В Средние века так называлась книга, написанная в 1222-1225 гг. знаменитым исландским историком и поэтом Снорри Стурлусоном. На одной из рукописей его произведения есть надпись: «Книга эта называется Эдда, ее составил Снорри Стурлусон». Возможно, что она была названа так самим автором.
Книга Снорри Стурлусона получила название «Эдда», что, скоре всего, означает «поэзия, поэтика». Другие этимологии этого слова слишком примитивны. В XVII в. — в эпоху скандинавского «ученого Ренессанса» в Дании и Швеции пробудился интерес к древним памятникам.
В Исландии — тогда датской колонии — стали усиленно собирать древние рукописи. В одной рукописи содержалось собственно переложение мифов. Некоторые исследователи того времени сочли, что Стурлусон набрался мудрости от чернокнижника Сэмунда Мудрого.
После исследования рукописей «Старшую Эдду» с изложением мифов стали называть «Эддой Сэмунда», а Стурлусона объявили автором «Младшей Эдды». Именно из этих книг почерпнуты сведения о скандинавской мифологии, о ее пантеоне и эсхатологии, которые дали богатейшую пищу для литературных последователей, художников, композиторов. Древние скандинавы, как и все прочие народы, не раз пытались объяснить происхождение мира.
Существует несколько противоречивых мифов о его начале. Всеотец и Мировая Бездна По одной версии, в начале всего был Всеотец, который жил во все времена и имел абсолютную власть над своим царством. Он создал небесный мир, землю, небосвод и род человеческий. Согласно другому мифу в начале была Мировая Бездна — Ги-нунгагап.
На севере ее находилась холодная, туманная, пустынная страна — «темный мир». На юге распологалась жаркая местность — «огненная страна». Там властвовал огненный великан Сурт, вооруженный пламенным мечом.
Посредине бил великий источник всех рек — «кипящий котел». Воды источника были ядовиты. Когда река застыла, на поверхности льда образовался ядовитый иней. Из инея возник великан, обликом схожий с человеком.
Звали его Имир или Аургельмир. От него пошло племя великанов инея. Имира вскормила молоком первозданная корова Аудумла. Из соленых ледяных глыб она языком вылизала человека. Это был Бури — «родитель», красивый, высокий, могучий. Сыном его был Бор, который взял в жены великаншу Бестлу.
Сыновьями Бора и Бестлы были Один, Вили и Be. Сыновья Бора поссорились с древним великаном Имиром и убили его. Из раны хлынул такой поток крови, что в нем утонули почти великаны.
Остались только Бергельмир и его жена. Братья сделали из тела великана землю, из крови его были сотворены море и все воды, а из костей и зубов — горы, валуны и камни. Выползли из земли карлики-цверги, похожие на маленьких человечков. Из черепа Имира сыны Бора сделали небосвод, углы которого поддерживали четыре карлика. Земля была округлая, заключенная в кольцо океана, по берегам которого сыны Бора отвели земли великанам, а весь мир в глубине суши оградили стеной из век Имира — так появилось «средиземье».
Трое братьев сотворили и людей: они вытесали из деревьев мужчину и женщину, и нарекли мужчину Ясенем, а женщину — Ивой. Как можно заметить, люди, согласно зачастую противоречивой мифологии, создавались не однажды. Месяц и Солнце были прекрасными детьми человека. Но боги прогневались на его гордыню и водворили детей на небо. Солнце-светило боги сделали из языков пламени, а Солнцу-юноше приказали править конями, впряженными в его колесницу.
Прекрасный юноша Мани управлял луной, ее ростом и убыванием. Быстрое движение солнца и луны по небосводу объяснено в мифе тем, что за небесными светилами гонятся два чудовищных волка. Сильнейший из волков — Лунный Пес. Существует такое предсказание: «Он пожрет трупы всех умерших и проглотит месяц».
Ряд современных ученых отождествляет Всеотца, верховного бога древних северян со стародавним индоевропейским Небесным Отцом, чье имя переводилось как Сияющий. Один, едущий в Слейпнир. Исландская рукопись. XVII в. Ветви мирового древа, ясеня Иггдрасиля, простерты над всеми мирами и поднимаются выше неба.
Из трех его корней один — в мире богов, второй — в мире великанов, третий — в стране людей. Под последним корнем находится исток всех рек, а дракон подгрызает этот корень снизу, подле корня ясеня, что находится в стране богов, у священного источника Урд. Мир держится на мировом древе. Когда Иггдрасиль содрогнется, грянет светопреставление.
И падут сразу девять земель: миры асов, ванов, светлых альвов, темных альвов, людей, великанов, сынов Муспелля, мертвых и, вероятно, карликов-цвергов. Асгард, жилище богов, — высокая цитадель, но и ее корни все же в земле. Самый знаменитый, невероятно огромный чертог Асгарда зовется Вальхалла.
Там пребывают мужи, что героически погибли на поле брани. Воины в Вальхалле проводят свои дни в бесконечных битвах, черпая в них наслаждение. После битв все раненые исцеляются, а убитые оживают. Те, кто не избран для Вальхаллы, уходят в подземное царство Хель.
Там отбывают наказание клятвопреступники, убийцы и прелюбодеи.
Скандинавская мифология