«Скольких людей мы помним и любим за то, что их угораздило жить неподалеку от Пушкина»

1. Личный материал в поэзии Пушкина. 2. Тема дружбы в лирике поэта. 3. Верность лицейским годам. Как никакой другой поэт и писатель, А. С. Пушкин в своей лирике знакомит читателей не только со своими впечатлениями или какими-либо событиями, но и реально существовавшими в его время людьми, со своими современниками. Он как будто желает, чтобы весь мир познакомился с его друзьями И. И. Пущиным, П. Я. Чаадаевым, В. К. Кюхельбекером.

Стоит только вспомнить такие имена, как Раевские, А. А. Дельвиг, А. X. Бенкендорф, как тут же в памяти всплывает и имя Пушкин.

Дело в том, что и поэзия Александра Сергеевича, по мнению многих литературоведов, началась именно с посланий частным лицам и острым эпиграмм, также посвященных его современникам:

Отечество почти я ненавиделк — Но я вчера Гэлицыну увидел И примирен с отечеством моим. Иногда все его творчество представляется длинным личным письмом, случайно попавшим в литературу: имена, даты, намеки, понятные только узкому кругу людей и биографам Пушкина. Вместе с тем именно форма дружеского послания явилась содержанием пушкинской поэзии в целом.

Непрерывной лентой проходит тема дружбы сквозь все творчество Александра Сергеевича.

Свое начало оно берет конечно же еще в лицейские годы поэта. Именно Лицей являлся для Пушкина той семьей, которой не смог стать родительский кров.

Дружеские отношения, общность товарищеских интересов, заставлявших о многом размышлять и многое понимать, каламбуры и подшучивания как нельзя сильнее привлекали поэта. Он видел себя представителем этой общности, в чем-то противостоящей обществу взрослых и классической культуре. Настоящая жизнь представлялись веселой пирушкой в кругу верных друзей: Друзья, досужей нас кабак

Все тихо, все в покое Скорее скатерть и бокал

Сюда вино златое! Привычка Пушкина дружить распространилось и на послелицейское время, хотя он никогда не забывал своих старых друзей. Постепенно и вся литературное общество приучалось чувствовать себя чем-то вроде соучастника или сопровождающего лица Пушкина во всех его проделках: Его пою — зачем же нет? Он мой приятель и сосед.

П. А. Вяземский писал: «Пушкин так умел представить свои выходки, что на первых порах самые лучшие его друзья приходили в ужас и распускали вести под этим первым впечатлением». Однако Пушкин совершенно не обижался на своих друзей за это. В какой-то мере они способствовали его популярности. Пушкин умел дружить.

О сильно переживал, когда многие его приятели, будучи декабристами, были сосланы в Сибирь. Безусловно, поэт не мог не отразить свою боль, а заодно и выразить свою поддержку изгнанникам в своем стихотворении: Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас. Александр Сергеевич понимает, что в эту беду попали самые лучшие и самые честные представители молодежи. Он жаждет их освобождения и признания: Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут. Друзья не могли не отвечать Пушкину такой же преданностью и любовью. Именно поэтому он всегда находился среди людей.

Даже его ссылка не являлась препятствием для дружеского общения. В стихотворении «И. И. Пущину» он пишет: Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Постепенно Александр Сергеевич несколько переосмысливает Для себя понятие дружбы.

Дружеские отношения, по мнению поэты, должны не только Приносить радость, но и поддерживать человека в его гражданской позиции по отношению к отечеству и долгу: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Таким образом, он призывает Чаадаева придерживаться определенной гражданской позиции не только как россиянина, дворянина и благородного человека, но и как своего верного друга. Тема дружбы постепенно сливается в творчестве Пушкина с темой любви и тайной свободы, причем дружеская беседа становится залогом той самой свободы. Пора, пора! Душевных наших мук Не стоит мир; оставим заблужденья!

Сокроем жизнь под сень уединенья! Я жду тебя мой запоздалый друг. По мнению Александра Сергеевича, дружеские чувства не могут зависеть от каких-либо политических событий, поскольку только от человека зависят его взаимоотношения с окружающими людьми. Пушкин на всю жизнь остался лицеистом, тогда как кто-то становился сенатором, писателем или профессором.

Лицей воспринимался поэтом в качестве своеобразного воплощения приюта для искусства, поэтому поэт уже не мог предать его. Наоборот, он старался вовлечь молодое поколение в волшебное творчество. Поэтому Царское село не просто место, где он получал знания, а целый мир, где получает дружескую поддержку и покой изболевшаяся душа: Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас не бросила судьбина

И счастие куда б не повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.




«Скольких людей мы помним и любим за то, что их угораздило жить неподалеку от Пушкина»