Славянское художественное искусство Киевской Руси

Славянское искусство репрезентовано декоративно-бытовыми изделиями, украшенными орнаментами, которые служили нашим пращурам оберегами. На местах культовых центров славяне устанавливали деревянные статуи богов. После введения христианства эти образцы языческой скульптуры были почти полностью уничтожены. Из тех, что сохранились, известнейшим является так называемый Збруцкий идол IX ст., найденный неподалеку реки Збруч на Тернопольщине.

В нем воплощены религиозно-мировоззренческие представления язычников.

Статуя имеет вид четырехгранного

столба, на гранях которого вычеканены символические изображения. Столб разделен на три яруса, которые символизируют представление о трех мирах: высший — небесный, средний — земной, нижний — подземный. На верхнем изображены языческие боги, на среднем — фигурки мужчин и женщин в ритуальном хороводе, на нижнему — бог, который стоит рядом и держит землю. Уникальный опыт своеобразного калейдоскопа археологических культур — весомое достижение первого дохристианского периода в развитии художественной культуры Руси.

Следующий период знаменателен объединениям восточнославянских племен и

образованием могущественного и высоко развитого Киевского Государства.

Искусство Киевской Руси — одно из величайших культурных явлений прошлого, на художественных достижениях которого росла вся культура. Внедрение христианства приобщило культуру Киевской Руси к ценностям западной цивилизации. Вместе с новым религиозным мировоззрением русичи позаимствовали из Византии и художественные традиции: особенности храмовой архитектуры, монументальной и станковой живописи, книжной миниатюры.

Постепенно изобразительное искусство и архитектура приобретают своеобразные черты. Главными разновидностями сакральной архитектуры стали православные церкви и соборы.

Христианский храм был не только архитектурным сооружением культового назначения, он имел глубокое символическое содержание, олицетворял специфическую модель Вселенной, где властвуют порядок и четкая иерархия духовных сил, сосредоточенных вокруг главной — Творца всего сущего. Согласно византийскому канону сооружение образовывало крест, а его центральная часть увенчивалась куполом, вокруг которого по обыкновению располагались другие — меньшие по размерам. В центральной части содержался алтарь — место для богослужения.

Немного памяток строящейся архитектуры и изобразительного искусства княжеских времен сохранилось в украинских городах Киеве, Чернигове, Переяславе, Владимире-Волынском, Галиче. Самые старые древнерусские архитектурные памятки — величественный пятиглавый Спаcо-Преображенский собор в Чернигове, храм Спаса на Бересте. До наших дней в сооружениях княжеских времен дошла фресковая живопись — наиболее распространенный вид монументального искусства Киевской Руси. Наибольшую ценность представляют фрески Кирилловской церкви в Киеве. Центральные части храмов украшали изысканные мозаики.

Объединение в одном ансамбле мозаик и фресок — самобытное явление художественной культуры Киевской Руси, неизвестное Византии.

В создании мозаик Успенского собора Киево-Печерской лавры принимал участие выдающийся живописец Алимпий, который также прославился как иконописец. Как свидетельствует летопись, первые иконы — образцы станковой живописи — привезли в Киев из Корсуня для Десятинной церкви, построенной во времена князя Владимира.

Позднее иконы поступали преимущественно из Византии. Но икон княжеских времен, истинных шедевров сакрального искусства, уцелело очень мало. Большинство из них, к сожалению, находится вне границ Руси в музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Известнейшую — Владимирскую икону Божьей Матери кисти византийского мастера вывез из резиденции киевских князей в Вышгороде Андреем Боголюбский во время одного из его варварских набегов на Киев.

Копирование византийских образцов дало возможность местным живописцам быстро усвоить каноны рисования икон и на их основе создать собственную оригинальную школу иконописи.

Иконы, выполненные в киевском стиле, напоминают мозаики и фрески: они имеют изысканный колорит со сложной символикой цветов. В центре — прекрасные, преисполненные высокой духовности образы Иисуса Христа, Богоматери, святых. Удлиненные фигуры на золотом фоне, лики с глубоким взглядом больших глаз, нимб вокруг головы — все это должно было вызвать впечатление нереального, невесомого, внеземного.

Виднейшей памяткой культуры Киевской Руси признан Софийский собор, занесенный в Список мирового наследия ЮНЕСКО, который включает в себя выдающиеся культурные и естественные достояния человечества. Многокупольный пирамидальный собор, возведенный на средства князя Ярослава Мудрого, задумывался им как главный храм государства и олицетворял идею объединения русских земель вокруг единого центра — Киева. Архитектуру сооружения можно охарактеризовать как торжественно-праздничную, что усиливается гармонией экстерьера и интерьера.

Важное значение имеет внутреннее убранство собора: стены, арки, столбы покрыты фресками и мерцающими мозаиками. В технике мозаики выполнено центральное величественное изображение Христа-Вседержителя. Левой рукой он держит Евангелие, а движением правой руки осуществляет благословение. В верхней части главной апсиды расположено мозаичное изображение Оранты. Богоматерь изображена в полный рост с поднятыми вверх руками.

Ее величественная фигура привлекает внимание всех, кто входит в храм. Фрески собора воссоздают евангельские и библейские сюжеты, а также светские сцены из жизни семьи князя Ярослава Мудрого. Все мозаичные и фресковые композиции объединяются орнаментами и образуют сплошной ковер, который подчеркивает их монументальность. Соединение мозаик и фресок относится к настоящему новаторству киеворусских художников.

Так в целостном ансамбле — синтезе искусств — слились архитектура, монументальная живопись и декоративное искусство.

Киевский князь Ярослав Мудрый основал при Софийском соборе библиотеку. Это оказывало содействие расцвету искусства книжной миниатюры — неотъемлемой составной художественного оформления рукописной книги. Миниатюрность как определяющий признак произведения требовал филигранного выполнения. Древнейшая рукописная книга Киевской Руси — Остромирово евангелие.

Три миниатюры с изображениями евангелистов Иоанна, Марка и Луки выполнены мастером Григорием. Радзивилливская летопись, которая содержит 618 цветных миниатюр с иллюстрациями событий времен Киевской Руси, является ценным источником информации об известных архитектурных сооружениях того времени, а также одежде, бытовых вещах, оружии. Достижения искусства книжной миниатюры Киевской Руси, как и достижения других видов изобразительного искусства и архитектуры княжеских времен, стали плодотворным основанием для развития художественной культуры следующих эпох.

Нашествие Золотой Орды нанесло сокрушительный удар и опустошило киевские земли. Центр культуры и искусства в ХІ-ХVІ ст. переместился к Галицко-Волынскому княжеству. На особенностях развития искусства польско-литовской эпохи обозначилась близость к странам Центральной Европы.

На архитектуру повлияли европейские художественные стили, прежде всего Ренессанс. Разворачивается оборонительное строительство, сооружаются неприступные замки и укрепленные монастыри, даже церкви строятся как крепости. Самым старым образцом архитектуры этой эпохи в Украине является замок в Луцке, от которого до нашего времени сохранилась величественная каменная башня.

Настоящими архитектурными жемчужинами являются замки в Каменец-Подольском, Хотине, Олеске, Мукачеве. Их достраивали и перестраивали на протяжении нескольких столетий.

Сравните архитектурные сооружения на фотоиллюстрациях и определите общие признаки, присущие украинским замкам польско-литовской эпохи. Вспомните название художественного стиля в западноевропейской архитектуре, характерные признаки которого воплощены в сооружениях украинских замков и крепостей. Узнайте, какой из замков относится к «Семи чудесам Руси».




Славянское художественное искусство Киевской Руси