Слово о Марусе Чурай
Существовала ли на самом деле Маруся Чурай, или это лишь сборный образ, созданный народной фантазией и зафиксированный в работах ученых, в произведениях писателей? По моему мнению, ответить на этот вопрос пока что невозможно. Пока не будут найдены соответствующие документы, все, что касается Маруси Чурай, граничит с легендой. Каким же представляется образ Маруси Чурай в моем воображении?
Я думаю, что это была девушка с волшебной внешностью, настоящая красавица: небольшая ростом, стройная, как струна, в тонкой белой вышитой рубашке, с радушным
Голову девушки покрывали Роскошные, черные, как смола, волосы, заплетенные в густую косу до колена. С такой волшебной внешностью, жизнерадостным характером и умением сочинять стихи, которые вдобавок, хорошо пела, девушка нравилась многим парням. Мне очень жаль, что не сложилась личная жизнь Маруси. Сколько бы еще было написано ею песен!
Возможно, не печальных, преисполненных тоски по неверной любви, а светлых, веселых. Счастья в ее жизни было мало, но о нем девушка вспоминает с теплотой:
Не
Я думаю, что Маруся Чурай сочиняла песни наблюдая разнообразнейшие события в жизни. Наверное, много песен до нас не дошло, а некоторые, бесспорно, живут в народе как безымянные фольклорные произведения. Я верю, что найдутся еще исследователи творчества легендарной Маруси Чурай и мы узнаем много нового и интересного о народной поэтессе.
Образ народной поэтессы Маруси Чурай, ее песни вдохновляли многих художников: О. Шаховского, Л. Боровиковского, С. Руданского, В. Самойленко. Буковинская писательница О. Кобилянская положила сюжет Марусиной песни «Ой, не ходи, Григорий…» в основу повести «В воскресенье рано зелье копала…». Но наилучшим произведением, по моему мнению, является роман в стихах «Маруся Чурай» Лины Костенко, который поэтесса писала в годы вынужденного молчания. В основу романа Лина Костенко, как и Ольга Кобилянская, положила известную чуть ли не каждому украинцу песню «Ой, не ходи, Григорий…».
Поэтессе удалось создать не просто психологически возможный портрет Маруси Чурай, а и показать героиню причастной к важным событиям периода борьбы нашего народа за независимость.
Лина Костенко умело раскрыла тему нелегкой, но вместе с тем высокой миссии художника и его слова в жизни отдельного человека и судьбы целого народа. Центральное место в романе занимает любовь. Небо и земля, поэзия и проза, душевный порыв и практический расчет — это проблемы, которые поднимаются автором романа в стихах.
Высокая любовь поднимает Марусю над соблазном жизненной устроенности, над людской молвой, собственно, делает ее поэтом. Благородно свободолюбивое состояние Чураивны Лина Костенко противопоставляет канцелярско бюрократической машине, которая старалась выжать из человека все гордое, подчинить его поведение предписаниям, очень далеким от народной морали. Именно в песнях раскрывалась душа Маруси. Их мы воспринимаем как символ народного гения, хотя любимый говорит девушке так: «Запомни: любовь — любовью, а жизнь — жизнью».
Это не просто слова Григория, а проявление социальной психологии. Совсем по-иному относится к проблеме художника Богдан Хмельницкий: «Такую певицу покарать на горло, — и это же песню удушит!» Гетману не безразлична и «одна жизнь», ведь это — знаменитое прошлое отца Маруси, легендарного Чурая, ведь это — песни Маруси, которые не только звучали вчера, звучат сегодня, а и будут звучать в будущем.
Слово о Марусе Чурай