«Слово о полке Игоревом» — историческая судьба Русской земли

В истории общечеловеческой культуры есть памятки, которые отображают наилучшие черты, присущие народу. В них выраженные самые заветные человеческие ожидания, особенности мировосприятия, в них звучит живая история. К таким шедеврам мирового искусства принадлежит и «Слово о полке Игоревом» — величайшая памятка культуры Киевской Руси. Темой «Слова…» в узком понимании есть изображения неудачного похода князя Игоря Святославича против половцев 1185 года.

Но эта тема для автора является прелюдией и составной частью значительно

более широкой, проблемнейшей темы. Это — историческая судьба Русской земли, ее прошлое, современное и будущее.

Итак, «Слово…» — «это раздумья над судьбой родной земли». Не случайно образ Русской земли воспроизведен в поэме как основной ее лирический мотив. Беспредельность пространств Русской земли подчеркнуто описанием событий в разных ее концах, которые происходят одновременно: «Кони ржут за Сулой — звенит слава в Киеве.

Трубы трубят в Новгороде — стоят знамена в Путивле… Девушки поют на Дунае, вьются голоса через море к Киеву». Все отступления автора, переживание героев, сочувствие

Ярославны за мужчиной связаны с образом родной земли, в них выраженная забота и переживания за судьбу Движении. Герои «Слова…» считают себя патриотами не какого-то одного населенного пункта, а всей Руси. В поэме несколько раз повторяется обращение: «О, Русская земля!

Уже за шеломанем еси!», которое передает расположение духа воинов, которые ступили на чужие земли.

Величие Руси воспроизводится также с помощью гиперболизованной характеристики отдельных образов-персонажей. Так, Ярослав не только подпирает своими полками Карпатские горы, а и загораживает путь на Русь придунайским племенам. Князь Всеслав может бежать очень быстро, при этом перебегая дорогу самому богу Хоросове. И не только событиями, которые происходят на Руси, поступками русских людей автор характеризует величие Русской земли.

В исторические события на Руси и в авторский рассказ втягиваются другие народы и страны. Так, победу Святослава над половцами воспевают немцы, греки, молдаване. Для автора «Слова…» Русская земля — это не только большое государство, богатый край с роскошной природой, а и люди, которые заселяют эту землю и создают ее могущество. С глубоким сочувствием автор относится к простым труженикам и грустит по поводу их массовой гибели.

Образ Русской земли дополняют женщины, которые оплакивают своих родных, что полегли в борьбе с половцами.

Рядом с обобщенным образом Русской земли идейная нагрузка в поэме несет образ Киевского князя Святослава. Изображенный он как главный деятель русской истории в свое время. Ведущий борец за единство русских земель, он грозный, величественный, его слово — закон для других князей. Святослав дальновидный, здравомыслящий, мудрый.

Безрассудство молодых князей вызывает у него не злорадство, а благородное стремление отомстить врагам. Среди образов защитников русской земли наиподробнее обрисованный князь Игорь. Это честный и храбрый воин, самоотверженный патриот своей родины.

Игорь преисполнен боевого духа, стремится получить славу в борьбе с половцами, готов пожертвовать жизней и не останавливаться перед опасностью, которая угрожает его войску. О своем решении столкнуться с половцами он решительно говорит:

«Хочу так, Коней привязать в конце поля Половецкого; С вами, русичи, Хочу голову свою приложить, а любо испить воду Дона!»

И ни затемнение солнца, которое провещает плохой конец похода, ни витье степных зверей и птиц не могут возвратить Игоря назад. Наперекор предостережением и увещеванием Игорь идет вперед, думая, что возвращение без битвы запятнает его рыцарскую честь. Важное место в произведении занимают образы русских женщин, среди которых на первом плане стоит Ярославна.

Женские образы воплощают идею мира, тихой безоблачной жизни, покоя домашнего костра. Устами женщин автор высказывает жалобу, которую имеют все русские люди к воинам, которые погибли в битве. Образ Ярославны — один из притягательных женских образов в мировой литературе. Ярославна поражает нас своей верностью.

Она отдана не только мужчине, а и родине. Поражение и плен Игоря, раны на его теле — ее личное горе, горе всего русского народа, которое жгучей болью отдает в ее души. Да и оплакивает она не только Игоря. Она ставит в укор ветру, который несет ханские стрелы на его воинов.

Ей больно, что солнце своим горячим лучами усиливает жажду русских воинов. Образ Ярославны привлекает человечностью, задушевностью, патриотизмом.

«Слово о полке Игоревом» написано в изложении совершенным литературным языком, богатым народнопоетичними элементами. Из фольклора заимствованные постоянные эпитеты, сравнения, метафоры. По своему смыслу «Слово…» стоит близко к русским былинам, но в стиле, в характере художественных средств памятка имеет больше общего с украинским фольклором.

С каких пор существует, «Слово…» не перестает быть актуальным в общественно-политической и культурно-художественной жизни русского, украинского и белорусского народов, и эта его актуальность не только не ослабляется, а наоборот, усиливается.




«Слово о полке Игоревом» — историческая судьба Русской земли