«Слово о полку Игореве» и его связь с устным народным творчеством
«Слово…» выросло на плодородной почве русской культуры XII века. «Слово…» глубокими корнями связано с народной культурой, народным языком, народным мировоззрением. Вместе с тем в нем нашли свое воплощение лучшие стороны светской культуры. «Слово о полку Игореве» посвящено неудачному походу против половцев в 1185 году малозначительного Новгород-Северского князя Игоря Святославовича. Оно не повествует о событиях Игорева похода последовательно.
Оно их поэтически оценивает к взвешивает. В «Слове…» говорится о них
Это горячая речь патриота-народолюбца, речь страстная и взволнованная, поэтически непоследовательная, но всегда полная веры в Родину.
«Слово…» начинается размышлением автора по поводу того, какой быть манере его повествования. Он отвергает старую манеру Бояна и решается следовать непосредственно «былинам» своего времени — придерживаться действительных событий. Этим он убеждает читателя, что перед ним импровизация, свободная от скованности литературными традициями речь, в том числе даже такими
И действительно, все дальнейшее так непосредственно и тесно связано с живой устной речью, звучит так искреннем страстно, что мы ему верим.
Связь «Слова…» с устной народной поэзией яснее всего ощущается в пределах двух ее жанров, чаще всего упоминаемых в произведении: плачей прославлений — «слав». И те, и другие автор буквально приводит в тексте, им же он следует в своем изложении. Их эмоциональная противоположность дает обширный диапазон чувств и смен настроений, которые так характерны для «Слова…».
Плачи автор упоминает не менее трех раз: плач Ярославны, плач матери Ростислава, плач жен русских воинов, павших в походе Игоря. Два из них он приводит дословно: плач Ярославны и плач русских жен. Многократно он отвлекается от повествования, прибегая к эмоционально-лирическим высказываниям: «О Русская земле! Уже за шеломянемъ еси», «Что ми шумить, что ми звенить далече рано предъ зорями?» и т. д.
Автор «Слова…» как бы мысленно следует за полками Игоря и мысленно его оплакивает. Известно, что плачи напрямую связаны с народной песенной лирикой. Особенно эта связь видна в плаче Ярославны.
Автор «Слова…» как бы цитирует плач — приводит его в достаточно большом отрывке или сочиняет его за Ярославну, но в таких формах, которые действительно могли ей принадлежать.
Не менее активно, чем плачи, участвуют в «Слове…» песенные прославления — славы. С упоминания о славах, которые пел Боян, «Слово…» начинается, а славой Игорю, Всеволоду, Владимиру и дружине — заканчивается. Ее поют дому Святославову «немцы и венедици, греки и морава».
Слава звенит в Киеве. Ее поют «девици на Дунае». Отдельные отрывки из песенных прославлений как бы звучат в «Слове…»: и там, где автор его говорит о Бояне, и там, где он слагает песнь в честь Игоря, и там, где он провозглашает здравицу князьям и дружине.
Они приводятся в его заключительной части: «Солнце светится на небесе, — Игорь князь в Русской земли».
Итак, «Слово…» очень близко стоит к плачам и песенным прославлениям. «Слово…» близко к ним по своей форме и по своему содержанию. Но в целом, конечно, это не плач и не слава. «Слово…» принадлежит литературе, это книжное произведение, но близкое к этим жанрам народной поэзии.
Что ни говори, а древнерусская литература, несмотря на монументально-исторический стиль, всю свою серьезность повествования и церковный характер, была и является основой русской культуры, началом Зарождения нации. Произведения были написаны с целью прославления Руси, князей, выражали призыв к объединению или с целью прославления святых — жанр житие. Позже, с развитием государства, появилась необходимость в образовании, воспитании детей, появился новый жанр — поучение.
Задача книжника состояла в том, чтобы как можно легче донести основную мысль до читателя, поэтому-то так сильны фольклорные корни в произведениях древнерусской литературы. А что больше любит русская душа, как не природу своей стороны, свои родные просторы?
«Слово о полку Игореве» — произведение XII века, в котором наиболее ярко прослеживается роль пейзажа. Уже в самом начале повествования мы сталкиваемся с описанием природы, именно она будет на протяжении всего Игорева похода следовать перед ним, как бы наблюдая со стороны и предупреждая об опасности:
«Солнце ему тьмою путь заступало: ночь стонами грозы птиц пробудила».
Но это не единственная роль пейзажа. С помощью описания животных автор дает характеристику тому или иному персонажу:
«…по Русской земле простерлись половцы, точно выводок гепардов». «На Дунае Ярославнин голос слышится, кукушкою безвестною рано кукует…» Природа не только наблюдает за происходящим, но и переживает за Игоря и его дружину: «…а дерево не к добру листву сронило: по Руси и по Суле города поделили. А Игорева храброго полка не воскресить!»
Природа — подруга и союзница русских:
«…и Двина болотом течет для тех грозных полочан под клином поганых». Да! «Слово о полку Игореве» — наиболее красивое произведение древнерусской литературы. Но не только: весь рассказ проникнут такой любовью к Родине, что становится понятной загадочная русская душа: «О Русская земля! узуе ты за холмом!»
Можно, конечно, сравнить роль пейзажа в «Слове» с «Задонщиной», написанной в конце XIV или начале XV века и также изображающей военный поход князя. Пейзаж в «Задонщине» тоже используется с целью описания:
«…не стук стучит, не гром гремит, стучит сильная рать великого князя…» И снова, и снова природа переживает вместе с людьми: «Заели птицы жалобные песни, все заплакали княгини и боярыни…»
С помощью природы Аввакум в своем «Житии» не только описывает те края, куда его сослали, но и свои личные переживания и дикость соратников Никона:
«На те горы выбивал меня Пашков, со зверьми и со змиями, и со птицами витать».
В этом сочинении я сравнила роль пейзажа в трех произведениях древнерусской литературы и раскрыла основные цели описания природы. Русскую литературу нельзя или очень трудно представить без пейзажа. Может, поняв и полюбив природу Руси, можно разгадать тайну русской души.
«Слово о полку Игореве» и его связь с устным народным творчеством